• Научная статья
  • 16 октября 2012
  • Открытый доступ

РЕАЛИЗАЦИЯ ТАНАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФОРЫ В РАССКАЗЕ Т. Н. ТОЛСТОЙ «ЙОРИК»

Аннотация

В статье рассмотрены ироническая специфика и приемы реализации ключевой метафоры смерти в рассказе Т. Н. Толстой «Йорик». Литературная аллюзия, фольклорная и мифологическая аналогии на уровне образной системы - ведущие приемы реализации метафоры «Йорик», формирующей модель современного мира. Смысловая противоречивость танатологической метафоры рассказа связана с авторским осмыслением смерти как феноменального явления.

Источники

  1. Акишина Е. О. Метафора как форма выражения философских идей. Новосибирск: СГУ ПС, 2009. 172 с.
  2. Андреева Н. Н. Проза Владимира Сорокина 1980-х годов: концептуалистский проект и художественная практика: автореф. дисс. … канд. филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2012. 30 с.
  3. Аникст А. А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: литературный комментарий. М.: Просвещение, 1986. 224 с.
  4. Генис А. А. Как и словно [Электронный ресурс] // Новая газета. 2010. 20 октября. URL: http://www.novayagazeta.ru/ society/1069.html (дата обращения: 23.08.2012).
  5. Грефенштейн А. Кит [Электронный ресурс]. URL: http://sigils.ru/signs/kit.html (дата обращения: 23.08.2012).
  6. Гридина Т. А. Оценочный потенциал языковой игры в художественном тексте (на материале ранних рассказов Т. Толстой) [Электронный ресурс]. URL: http://www.calameo.com/books/0013317975ac101a8869b (дата обращения: 19.08.2012).
  7. Дормидонтова О. А. Гастрономическая метафора как средство концептуализации мира. Тамбов: ТГУ, 2011. 250 с.
  8. Кучина Т. Г. Поэтика русской прозы конца ХХ - начала XXI века: перволичные повествовательные формы. Ярославль: ЯГПУ, 2008. 344 с.
  9. Логинов Д. Планетарный миф [Электронный ресурс]. URL: http://nvris.narod.ru/text/Planetary-myth.htm (дата обращения: 22.08.2012).
  10. Любезная Е. В. Художественный прием «трансформер» в творчестве Татьяны Толстой // Поэтические школы Тамбова: прецедентные феномены тамбовских писателей в современной русской литературе. Тамбов: ТГТУ, 2008. 160 c.
  11. Михайлова М. С. Поэзия Беллы Ахмадулиной: динамика лирической книги. Барнаул: БГПУ, 2008. 181 с.
  12. Павлова М. Выбираем рецензию? [Электронный ресурс] // Литература. 2001. № 10. URL: http://lit.1september.ru/ 2001/10/10_06.htm (дата обращения: 23.08.2012).
  13. Рамазанова Л. Г. Метафора в публицистическом тексте (на материале произведений А. Н. Толстого). Махачкала: ДГПУ, 2004. 172 с.
  14. Сибиряков И. В. Метафора: гносеологический статус, механизмы реализации и роль в познании. Челябинск: ЧГУ, 2005. 142 с.
  15. Смирнова Н. А. Механизм интертекстуальности: рассказ Татьяны Толстой «Йорик» сквозь призму шекспировской интертекстемы // Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003. 701 с.
  16. Темиршина О. Р. Поэтическая семантика Б. Гребенщикова. М.: МГПУ, 2006. 202 с.
  17. Толстая Т. Н. Не кысь. М.: Эксмо, 2007. 608 с.
  18. Хыонг Ч. Т. Метеорологическая метафора в русской языковой картине мира. Воронеж: ВГУ, 2011. 199 c.
  19. Цзиюн Л. Поэтико-философское своеобразие рассказов Татьяны Толстой (на материале сборника «Ночь»). Тамбов: ТГТУ, 2005. 162 с.
  20. Шекспир В. Избранные сочинения: в 3-х т. М.: Литература, 1999. Т. 1. 608 с.
  21. Ярославцева М. В. Темпоральные метафоры в языковых картинах мира носителей русского и испанского языков. Краснодар: КГУ, 2011. 156 с.

Информация об авторах

Сизых Оксана Васильевна

Северо-Восточный федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 16 октября 2012.

Ключевые слова

  • современная литература
  • постмодернизм
  • Т. Н. Толстая
  • танатологическая метафора
  • аллюзия
  • фольклорная и мифологическая аналогии
  • планетарный миф
  • ироническое повествование
  • комический эффект
  • modern literature
  • postmodernism
  • T. N. Tolstaya
  • thanatological metaphor
  • allusion
  • folklore and mythological analogies
  • planetary myth
  • ironic narration
  • comic effect

Copyright

© 2012 Автор(ы)
© 2012 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)