• Научная статья
  • 2 апреля 2013
  • Открытый доступ

РЕКЛАМНЫЕ, АГИТАЦИОННЫЕ И АВАНГАРДНЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ, АДРЕСОВАННЫЕ ДЕТЯМ: КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье исследуются «прагматические парадоксы» авангарда, связанные с отрицанием прагматической функции искусства и обращением к рекламным, агитационным и детским поэтическим текстам. Выявление общих типологических черт рекламных, агитационных и авангардных поэтических текстов, адресованных детям, раскрывает общность прагматической направленности и коммуникативных стратегий (сходство адресации; доминантность диалогичности; усиление средств когезии вместе с деавтоматизацией восприятия адресата).

Источники

  1. Азарова Н. М. Критерий «адресат» в установлении границ поэтического дискурса // Логический анализ языка. Адресация дискурса. М.: Индрик, 2012. С. 225-233.
  2. Арутюнова Н. Д. Референция // Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.: Большая Рос. энциклопедия, 1998. С. 411-412.
  3. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата (Теория речевых актов) // Известия АН СССР. Серия лит и яз. М., 1981. Т. 40. № 4. С. 356-367.
  4. Белоглазова Е. В. Лингвистические аспекты адресованности англоязычной детской литературы: автореф. дисс. … канд. филол. наук. СПб., 2001. 16 c.
  5. Близ Красных ворот. Первый поезд по Николаевской железной дороге. Цветная литография [Электронный ресурс]. URL: http://ru-history.livejournal.com/3561317.html (дата обращения: 22.02.2013).
  6. Бонифаций (Лукомников Г. Г.) Публикация Бонифация. [Электронный ресурс]. URL: http://porebrik.com/lukomnikov.htm (дата обращения: 22.02.2013).
  7. Бочавер С. Ю. Связность драматического текста и сценическая коммуникация (на материале русской и испанской драматургии конца XIX - начала ХХ в.): автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 2012. 27 c.
  8. Город-парк Переделкино Ближнее [Электронный ресурс]. URL: http://vk.com/peredelkinoblignee (дата обращения: 22.02.2013).
  9. Григорьев О. Крадучись, точно вор [Электронный ресурс]. URL: http://www.ironicpoetry.ru/autors/grigorev-oleg/ (дата обращения: 22.02.2013).
  10. Григорьев О. Птица в клетке. Стихи и проза. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1997. 272 с.
  11. Друг радио. 1925. № 7. 64 с.
  12. Еж: ежемесячный журнал для детей. 1928. № 1. 32 с.
  13. Еж: ежемесячный журнал для детей. 1928. № 2. 40 с.
  14. Еж: ежемесячный журнал для детей. 1928. № 3. 45 с.
  15. Еж: ежемесячный журнал для детей. 1930. № 24. 36 с.
  16. Жуков И. Лунатики [Электронный ресурс] // Мурзилка. 1993. № 4. URL: http://www.murzilka.org/izba-chitalnya/stikhi-i-rasskazy/igor-zhukov/ (дата обращения: 22.02.2013).
  17. Ильясова С. В., Амири Л. П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. М: Флинта; Наука, 2009. 295 с.
  18. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, 2010. 264 с.
  19. Кибрик А. А. Об анафоре, дейксисе и их соотношении // Разработка и применение лингвистических процессоров. Новосибирск, 1983. С. 107–128.
  20. Кубрякова Е. С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. М.: СпортАкадемПресс, 2001. Т. 1. С. 72-80.
  21. Кузнецова И. А. Красноречивое умалчивание в массово-информационном дискурсе: дисс. … канд. филол. наук. Волгоград, 2006. 162 с.
  22. Кустова Г. И. Псевдовопросы в псевдодиалоге // Логический анализ языка. Моно-, диа-, полилог в разных языках и культурах. М.: Индрик, 2010. С. 208-214.
  23. Литвинова Т. А. Установление характеристик (профилирование) автора письменного текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 2 (13). C. 90-94.
  24. Логический анализ языка. Адресация дискурса. М.: Индрик, 2012. 511 с.
  25. Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: в 13-ти т. М.: Худож. лит., 1955-1961. 1955. Т. 1. Стихотворения, трагедия, поэмы и статьи 1912-1917 гг. 464 с.
  26. Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: в 13-ти т. М.: Худож. лит., 1955-1961. 1958. Т. 10. Стихотворения 1929-1930 годов, вступление в поэму «Во весь голос», стихи детям. 384 с.
  27. Николина Н. А. Фактор адресата и структура прозаического текста // Функционирование языковых единиц и категорий в синхронии и диахронии. Таллинн, 1989. С. 4–14.
  28. Работа в «Мегафоне» // Корпоративный сайт «Мегафон». [Электронный ресурс]. URL: http://corp.megafon.ru/work/ (дата обращения: 22.02.2013).
  29. Руднев В. П. Авангардное искусство // Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1999. С. 12-14.
  30. Сапгир Г. Смеянцы: стихи на детском языке. М.: Пик, 1995. 158 с.
  31. Серль Дж. Р. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. XVIII. С. 242-263.
  32. Степанов Ю. С. В мире семиотики // Семиотика: антология. М., 2001. C. 5-36.
  33. Фатеева Н. А. Идентичность личности автора и вариативность форм выражения в текстах авангарда // Семиотика и авангард: антология / под ред. Ю. С. Степанова. М.: Академический проект, 2006. С. 43-53.
  34. Фещенко В. В. Лаборатория логоса. Языковой эксперимент в авангардном творчестве. М.: Языки славянских культур, 2009. 392 с.
  35. Фигли-мигли. Вот те раз… том! М.: Белый город, 1997. 157 с.
  36. Хармс Д. Собр. соч.: в 3-х т. СПб: Азбука, 2000. Т. 3. Тигр на улице. 384 с.
  37. Хармс Д. Стихи для детей [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ru/HARMS/xarms_kids_poetry.txt (дата обращения: 22.02.2013).
  38. 38. Чиж. 1931. № 1. 17 с.
  39. Шапир М. И. Эстетический опыт XX века: авангард и постмодернизм // Philologica. 1995. Т. 2. № 3/4. С. 136-143.
  40. Шкловский В. Б. Искусство как прием // Шкловский В. Б. О Теории прозы. М.: Круг, 1925. С. 7-20.
  41. Шмелев А. Д. Референциальные значения в поэтическом тексте // Поэтика и стилистика. 1988–1990. М.: Наука, 1991. С. 124-134.
  42. Шукуров Д. Л. Диссоциация в структуре «иероглифического» образа ОБЭРИУТов: психоаналитический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 5 (16). C. 210-213.
  43. Янко Т. Е. Обращения в структуре дискурса // Логический анализ языка. Моно-, диа-, полилог в разных культурах. М.: Индрик, 2010. С. 456–468.
  44. Argamon S., Dawhle S., Koppel M., Pennebaker J. Lexical Predictors of Personality Type // Proceedings of Classification Society of North America, St. Louis MI, 2005. June.
  45. Récanati F. La transparence et l'énonciation. Pour introduire a la pragmatique. Paris: Le Seuil, 1979. 215 p.
  46. Schmitz U. Eloquent silence [Электронный ресурс]. 1994. URL: http://duepublico.uni-duisburg-essen.de/servlets/DerivateServlet/Derivate-30/silence.htm (дата обращения: 15.02.2013).
  47. Sendbuehler F. Silence as discourse [Электронный ресурс]. 1993. URL: https://facultystaff.richmond.edu/ ~creamer/silence.html (дата обращения: 15.02.2013)

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 8009 «Языковые параметры современной цивилизации».

Информация об авторах

Соколова Ольга Викторовна

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 2 апреля 2013.

Ключевые слова

  • авангардные, рекламные, PR-тексты
  • детская поэзия
  • прагматика
  • коммуникативные стратегии
  • avant-garde, advertising, PR-texts
  • children’s poetry
  • pragmatics
  • communicative strategies

Copyright

© 2013 Автор(ы)
© 2013 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)