• Научная статья
  • 20 мая 2013
  • Открытый доступ

ОСОБЕННОСТИ ЭКФРАСИСА В ЛИТЕРАТУРЕ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ НОВЕЛЛЫ О. УАЙЛЬДА «ПОРТРЕТ МИСТЕРА У. Х.»)

Аннотация

Статья затрагивает актуальную для современного литературоведения проблему экфрасиса. Автор статьи выделяет три специфических признака, которые отличают экфрасис от описания как такового (авто-рефлективность, атрибутированность, визуальная иносказательность). Поскольку все эти признаки формируются во второй половине XIX в., автор приходит к выводу о том, что именно в этот исторический период описания произведения искусства приобретают самостоятельность и становятся особой разновидностью дескрипции.

Источники

  1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. 342 с.
  2. Барт Р. Эффект реальности / пер. с фр. С. Н. Зенкина // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 392-400.
  3. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста // Славянское и балканское языкознание: карпато-восточнославянские параллели. М.: Наука, 1977. С. 259-283.
  4. Патер У. Ренессанс: очерки искусства и поэзии / пер. с англ. С. Займовского. М.: Б.С.Г.-Гресс, 2006. 399 с.
  5. Рёскин Дж. Искусство и действительность / пер. с англ. О. Л. Донских. Новосибирск: Сова, 2006. 255 с.
  6. Рёскин Дж. Король золотой реки / пер. с англ. М. А. Троицкой. СПб.: Кн-во А. Ф. Сухова, 1912. 26 с.
  7. Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов. СПб.: Аккад. проект, 2003. 354 с.
  8. Толмачев В. М. Точка зрения // Западное литературоведение XX века: энциклопедия. М.: Intrada, 2004. С. 404-405.
  9. Уайльд О. Портрет Дориана Грея / пер. с англ. И. Абкиной // Портрет Дориана Грея. Сказки. М.: АСТ, 2008. С. 5-277.
  10. Фрейденберг О. М. Образ и понятие // Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. С. 173-605.
  11. Шестаков В. История английского искусства от средних веков до наших дней. М.: Галарт, 2010. 478 с.
  12. Heffernan J. Museum of Words. The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery. Chicago: University of Chicago Press, 2004. 249 p.
  13. Koelb J. The Poetics of Description: Imagined Places in European Literature. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2006. 232 p.
  14. Mitchel T. Picture Theory. Chicago: University of Chicago Press, 1995. 445 p.
  15. Putnam M. Virgil’s Epic Designs Ekphrasis in the “Aeneid”. New Haven: Yale University, 1998. 257 p.
  16. Webb R. Ekphrasis: Imagination and Persuasion in Ancient Rhetorical Theory and Practice. London: Ashgate, 2009. 238 p.
  17. Wilde O. The Complete Letters of Oscar Wilde / ed. by M. Holland. London: Henry Holt and Company, 2000. 1270 p.
  18. Wilde O. The Decay of Lying // The Complete Writings of Oscar Wilde. N. Y.: Nottingham Society, 1909. Vol. 7. P. 3-57.
  19. Wilde O. The Picture of Dorian Gray. London: Collins Classics, 2010. 252 p.
  20. Wilde O. The Portrait of Mr. W. H. // Lord Arthur Savile’s Crime and Other Prose Pieces. London: Methuen, 1908. P. 147-199.

Информация об авторах

Мещерякова Анна Владимировна

Владимирский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 20 мая 2013.

Ключевые слова

  • экфрасис
  • авто-рефлективность
  • атрибутированность
  • визуальная иносказательность
  • эстетизм
  • ekphrasis
  • self-reflexivity
  • attributive character
  • visual figuration
  • aestheticism

Copyright

© 2013 Автор(ы)
© 2013 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)