• Научная статья
  • 7 апреля 2014
  • Открытый доступ

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДНОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ (НА МАТЕРИАЛЕ ИМЕННЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ)

Аннотация

В статье показана важность реализации принципа учета особенностей родного языка учащихся в обучении русскому как неродному, позволяющего использовать транспозицию и преодолевать интерференцию. При этом необходимо использовать результаты сопоставительно-типологического анализа двух языков. Основное внимание уделяется грамматическим явлениям, имеющим свою специфику в контактирующих языках, в частности именным частям речи.

Источники

  1. Ахунзянов Э. М. Контрастивная лингвистика: морфология русского и тюркских языков. Казань: Изд-во КГУ, 1987. 151 с.
  2. Бакеева Н. З. Структурно-типологическая характеристика языков в методическом освещении // Лингвистические основы преподавания языка. М.: Наука, 1983. С. 19-28.
  3. Быстрова Е. А. Русский язык в школах многонациональной России // Русский язык в школе. 2004. № 2. С. 43-44.
  4. Валиуллина З. М. Сопоставительная грамматика русского и татарского языков. Словообразование и морфология. Казань: Татарское книжное изд-во, 1983. 152 с.
  5. Дмитриев Н. К., Чистяков В. М. Очерки по методике преподавания русского языка в татарской школе // Вопросы методики преподавания русского и родного языков в нерусской школе. М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. С. 3-114.
  6. Нуруллина Г. М. К вопросу о метафоризации категории рода в русском языке // Филология и культура. 2013. № 1 (31). С. 96-99.
  7. Саяхова Л. Г. Компетентностный подход к изучению русского языка в учебниках для 10-11 классов школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках. СПб.: Просвещение, 2009. 127 с.
  8. Фаттахова Н. Н., Юсупова З. Ф. К вопросу о сопоставительно-типологическом изучении русского и тюркских языков и культур // Филология и культура. 2012. № 3 (29). С. 82-86.
  9. Черкезова М. В. Поликультурное образование и проблема диалога культур // Русский язык в национальной школе. 2010. № 10. С. 17-18.
  10. Шакирова Л. З., Сабаткоев Р. Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ). СПб.: Просвещение; Казань: Магариф, 2003. 351 с.
  11. Юсупова З. Ф. К вопросу о сопоставительном изучении именных частей речи в разноструктурных языках // Филология и культура. 2013. № 4 (34). С. 326-331.

Информация об авторах

Юсупова Зульфия Фирдинатовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 7 апреля 2014.

Ключевые слова

  • русский язык как неродной
  • принцип учета особенностей родного языка
  • транспозиция
  • интерференция
  • именные части речи
  • the Russian language as second one
  • principle of taking into account native language features
  • transposition
  • interference
  • nominal parts of speech

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)