• Научная статья
  • 9 июня 2014
  • Открытый доступ

КРЕОЛИЗАЦИЯ ТЕКСТОВ ПЕЧАТНЫХ СМИ КАК СПОСОБ МАНИПУЛЯЦИИ АДРЕСАТОМ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности построения текстов печатных СМИ с точки зрения возможности повышения их воздействия на сознание адресата. Выявляется специфика процесса креолизации текста в современных СМИ с целью определения потенциала сложных текстов в процессе манипулирования сознанием реципиента. Устанавливается взаимосвязь воздействия текста на адресата с возможностью распознания им сверхинформации на базе имеющихся фоновых знаний.

Источники

  1. Адзинова А. А. Заглавия в креолизованном тексте (на материале «глянцевых» журналов мод) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2007. № 2. С. 60-63.
  2. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 128 c.
  3. Ариас А.-М. Поликодовый текст как семиотико-семантическое и эстетическое знаковое единство (на примере немецкой карикатуры) // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2011. № 6 (72). С. 62-65.
  4. Бернацкая А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: специализированный вестник. Красноярск: Красноярский университет, 2000. Вып. 3 (11). С. 104-110.
  5. Билюк И. Л. Логотипы городов как креолизованные тексты // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 4. Ч. 2. С. 50-55.
  6. Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 49. С. 48-51.
  7. Большиянова Л. М. Вербальное сопровождение фотоизображения в современной британской прессе: содержание и структура: автореф. дисс. … к. филол. н. Л., 1986. 16 c.
  8. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003. 280 с.
  9. Величко А. А. Специфика перевода хроматических цветообозначений в креолизованных текстах (на материале женских глянцевых журналов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 10. С. 47-50.
  10. Веревкина Ю. О. Немецкие рекламные поликодовые тексты: герменевтический подход: автореф. дисс. … к. филол. н. Самара, 2010. 24 c.
  11. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: кинотекст // Политическая лингвистика. 2007. № 2 (22). С. 106-110.
  12. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Изд-во «Наука», 1981. 140 c.
  13. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: Добросвет; КДУ, 2011. 232 c.
  14. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2012. 256 c.
  15. Дубовицкая Л. В. Транскультурная интертекстуальность на примере креолизованных текстов письменной коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». 2012. № 1. С. 18-23.
  16. Дьяков И. «И придут свирепые народы с краев земли…» // ЛДПР. 2013. № 11 (282).
  17. Землянова Л. М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики. М.: Изд-во Московского университета, 2010. 272 c.
  18. Казаков А. А. Способы языкового манипулирования в политическом медиадискурсе: попытка систематизации // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2013. Вып. 3 (45). С. 87-90.
  19. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом изменений от 21.03.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2014. № 15. Ст. 1691.
  20. Леонтьев А. А. Язык пропаганды: социально-психологический аспект // Язык как средство идеологического воздействия: сборник обзоров. Серия «Теория и история языкознания». М., 1983. С. 15-33.
  21. Лузина Л. Г. Распределение информации в тексте (когнитивный и прагмастилистический аспекты). М., 1996. 139 c.
  22. О средствах массовой информации: Закон от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.07.2013) // Российская газета. 1992. 08 февраля.
  23. Романова Т. П. Современная слоганистика: учеб. пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2013. 192 c.
  24. Самохина С. «Справедливая Россия» все ближе к линии фронта // Коммерсанть. 2013. 08 апреля.
  25. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Высшая школа, 1990. С. 180-186.
  26. Тарасов Е. Ф. Введение // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990. С. 3-14.
  27. Чейф У. Л. Данность, контрастивность, определенность, подлежащее, топики и точка зрения // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1983. Вып. 11. С. 277-316.
  28. Чернявская В. Е. Текст в медиальном пространстве: учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 232 c.
  29. Чигаев Д. П. Способы креолизации современного рекламного текста: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2010. 24 c.
  30. Шабес В. Я. Событие и текст. М., 1989. 175 c.
  31. Шнейдер В. Б. Нормативные основания достижения адекватного понимания в актах речевой коммуникации. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1993. 96 c.

Информация об авторах

Громова Наталья Сергеевна

Уральский институт коммерции и права

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 9 июня 2014.

Ключевые слова

  • креолизованный текст
  • языковое манипулирование
  • вербально-визуальное воздействие
  • полифункциональный текст
  • сверхинформация
  • фоновые знания
  • creolized text
  • linguistic manipulation
  • verbal-visual influence
  • multifunctional text
  • hyper-information
  • background knowledge

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)