• Научная статья
  • 9 июня 2014
  • Открытый доступ

АРХЕТИП СКАЗИТЕЛЯ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ «НАРТЫ»

Аннотация

В статье в контексте мирового эпосоведения рассматривается архетип сказителя в образе Сырдона - персонажа осетинских нартовских сказаний. Выявленные при атрибуции идентификационные признаки позволяют отнести его к «пороговому» («лиминальному») типу личности. Сюжет об изобретении фандыра (двенадцатиструнной арфы), устойчиво привязанный к имени Сырдона, интерпретируется как акт «обратного жертвоприношения», имевший следствием пересмотр отношений в системе «свой - чужой».

Источники

  1. Абаев В. И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. Владикавказ: Ир, 1990. 640 с.
  2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 404 с.
  3. Гекман Л. П. Сказитель как медиатор между сакральным и профанным уровнем бытия в традиционных культурах Сибири // Вестник АлтГТУ им. И. И. Ползунова. 2006. № 1. С. 78-84.
  4. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.
  5. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология / пер. с франц. яз. М.: Наука, 1976. 276 с.
  6. Есен М. Сарматская арфа, или Фандыр Сырдона [Электронный ресурс]. URL: http://www.region15.ru/articles/2924/2011/ (дата обращения: 11.03.2013).
  7. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л.: Наука, 1979. 494 с.
  8. Калевала. М.: Художественная литература, 1956. 285 с.
  9. Мамиева И. В. Институт эпического сказительства на Северном Кавказе: универсалии и этноспецифика // Известия СОИГСИ. Владикавказ, 2012. Вып. 8 (47). С. 60-79.
  10. Мамиева И. В. Сказитель и его функции: к вопросу об архаическом синкретизме // Вестник СОГУ. Владикавказ, 2013. № 2. С. 174-180.
  11. Нарты: в 3-х кн. М.: Наука, 1989. Кн. 2. 492 c.
  12. Наурзбаева З. Ж. Мифоритуальные основания казахской культуры: автореф. дисс. … к. филос. н. Алматы, 1994. 23 с.
  13. Научный архив СОИГСИ. Ф. 12. Оп. 1.
  14. Путилов Б. Н. Эпическое сказительство: типология и этническая специфика. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1997. 295 с.
  15. Тернер В. Символ и ритуал: исследования по фольклору и мифологии Востока. М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1983. 277 с.
  16. Турсунов Е. Д. Происхождение носителей казахского фольклора. Алматы: Дайк-пресс, 2004. 322 с.
  17. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 800 с.
  18. Цагараев В. А. Золотая яблоня нартов. Владикавказ: Республиканское издательско-полиграфическое предприятие им. В. А. Гассиева, 2000. 300 с.

Информация об авторах

Мамиева Изета Владимировна

Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 9 июня 2014.

Ключевые слова

  • осетинский эпос
  • сказитель
  • Сырдон
  • амбивалентность
  • фандыр
  • ритуал
  • парадигма жертвоприношения
  • семантическое дублирование
  • Ossetian epos
  • narrator
  • Syrdon
  • ambivalence
  • fandyr
  • ritual
  • paradigm
  • sacrifices
  • semantic duplication

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)