• Научная статья
  • 9 июня 2014
  • Открытый доступ

Э. КАНЕТТИ И В. НАБОКОВ: ПОЭТИКА ПАРОДИЙНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности поэтики романа «Ослепление» австрийского писателя, лауреата Нобелевской премии Элиаса Канетти (1905-1994). Руководствуясь установкой изобразить мир в «состоянии распада», Канетти использует в романе приемы модернистской литературы. «Новая» реальность дегуманизированной эпохи находит воплощение в гротескных фигурах, пародирующих действительность. Канетти так же, как и В. Набоков, использует в полном объеме всю палитру пародии, которая проявляется в тексте романа на разных уровнях. Пародийность, понимаемая как «трансформация, искажающая оригинал», является одним из доминирующих принципов поэтики романа «Ослепление».

Источники

  1. Белобратов А. В. Библиотека, кабак, ломбард и сумасшедший дом: роман Элиаса Канетти в контексте «Экслибриса» // Петербургский книжный вестник. 2000. № 5 (16). С. 11-12.
  2. Канетти Э. Из книги: «Факел в ухе» / пер. В. Седельника // Человек нашего столетия? / пер. с нем.; сост. и авт. предисл. Н. С. Павлова; коммент. Р. Г. Каралашвили. М.: Прогресс, 1990. С. 173-209.
  3. Канетти Э. Ослепление / пер. с нем. С. Апта; предисл. Д. Затонского; коммент. Т. Федяевой. СПб.: Симпозиум, 2000. 597 с.
  4. Канетти Э. Первая книга - «Ослепление» / пер. С. Шлапоберской // Человек нашего столетия / пер. с нем.; сост. и авт. предисл. Н. С. Павлова; коммент. Р. Г. Каралашвили. М.: Прогресс, 1990. С. 119-129.
  5. Левин Ю. И. Заметки о пародийности у В. Набокова и вообще // Текст. Интертекст. Культура: сборник докладов международной научной конференции / РАН, Институт яз. им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 2001. С. 298-304.
  6. Шастина Е. М. Биография Элиаса Канетти: миф или реальность? // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 2 (20). С. 209-213.
  7. Шастина Е. М. Рецепция китайской культуры в творчестве Элиаса Канетти // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 8. Ч. 2. С. 200-205.
  8. Шахматная новелла: сборник / сост. Ю. И. Архипов; предисл. Ю. И. Архипова. М.: Физкультура и спорт, 1989. 544 с.
  9. Zhang Chunje. Das Exotische als Scheinwelt. Die China-Rezeption in «Blendung» von Elias Canetti // Literaturstraße / Zhang/Thome (Hrsg.). Würzburg: Verlag Königshausen&Neumann GmbH, 2004. S. 145-173.

Информация об авторах

Шастина Елена Михайловна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 9 июня 2014.

Ключевые слова

  • пародия
  • поэтика
  • модернистская литература
  • гротеск
  • китайская культура
  • Конфуций
  • parody
  • poetics
  • modernist literature
  • grotesque
  • Chinese culture
  • Confucius

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)