Э. КАНЕТТИ И В. НАБОКОВ: ПОЭТИКА ПАРОДИЙНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности поэтики романа «Ослепление» австрийского писателя, лауреата Нобелевской премии Элиаса Канетти (1905-1994). Руководствуясь установкой изобразить мир в «состоянии распада», Канетти использует в романе приемы модернистской литературы. «Новая» реальность дегуманизированной эпохи находит воплощение в гротескных фигурах, пародирующих действительность. Канетти так же, как и В. Набоков, использует в полном объеме всю палитру пародии, которая проявляется в тексте романа на разных уровнях. Пародийность, понимаемая как «трансформация, искажающая оригинал», является одним из доминирующих принципов поэтики романа «Ослепление».
Источники
- Белобратов А. В. Библиотека, кабак, ломбард и сумасшедший дом: роман Элиаса Канетти в контексте «Экслибриса» // Петербургский книжный вестник. 2000. № 5 (16). С. 11-12.
- Канетти Э. Из книги: «Факел в ухе» / пер. В. Седельника // Человек нашего столетия? / пер. с нем.; сост. и авт. предисл. Н. С. Павлова; коммент. Р. Г. Каралашвили. М.: Прогресс, 1990. С. 173-209.
- Канетти Э. Ослепление / пер. с нем. С. Апта; предисл. Д. Затонского; коммент. Т. Федяевой. СПб.: Симпозиум, 2000. 597 с.
- Канетти Э. Первая книга - «Ослепление» / пер. С. Шлапоберской // Человек нашего столетия / пер. с нем.; сост. и авт. предисл. Н. С. Павлова; коммент. Р. Г. Каралашвили. М.: Прогресс, 1990. С. 119-129.
- Левин Ю. И. Заметки о пародийности у В. Набокова и вообще // Текст. Интертекст. Культура: сборник докладов международной научной конференции / РАН, Институт яз. им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 2001. С. 298-304.
- Шастина Е. М. Биография Элиаса Канетти: миф или реальность? // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 2 (20). С. 209-213.
- Шастина Е. М. Рецепция китайской культуры в творчестве Элиаса Канетти // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 8. Ч. 2. С. 200-205.
- Шахматная новелла: сборник / сост. Ю. И. Архипов; предисл. Ю. И. Архипова. М.: Физкультура и спорт, 1989. 544 с.
- Zhang Chunje. Das Exotische als Scheinwelt. Die China-Rezeption in «Blendung» von Elias Canetti // Literaturstraße / Zhang/Thome (Hrsg.). Würzburg: Verlag Königshausen&Neumann GmbH, 2004. S. 145-173.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Опубликована: 9 июня 2014.
Ключевые слова
- пародия
- поэтика
- модернистская литература
- гротеск
- китайская культура
- Конфуций
- parody
- poetics
- modernist literature
- grotesque
- Chinese culture
- Confucius
Copyright
© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»