• Научная статья
  • 20 сентября 2014
  • Открытый доступ

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАРРАТИВА КАК КОММУНИКАТИВНОГО ЯВЛЕНИЯ В КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОМ АСПЕКТЕ

Аннотация

В настоящей статье предпринимается попытка провести аналитический обзор исследований нарратива с позиций когнитивно-дискурсивного подхода, преобладающего в работах большинства исследователей художественного текста. Когнитивный поворот в лингвистике текста влечет за собой создание различных теоретико-методологических подходов к изучению структурной организации, прагматики и семантики художественного нарратива. Благодаря этому удается идентифицировать данный вид речевой деятельности как коммуникативный феномен, включающий такие взаимодействующие текстообразующие категории как «автор», «текст» / «персонаж» и «читатель». Художественный нарратив - это коммуникативное событие, параметры которого детерминируются не только данными категориями, но и целым комплексом экстралингвистических факторов.

Источники

  1. Андреева В. А. Текстовые дискурсные параметры литературного нарратива: автореф. дисс. … д. филол. н. СПб., 2009. 35 с.
  2. Анисова А. А. Фактор адресата как категория художественного текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 2 (32): в 2-х ч. Ч. I. C. 27-30.
  3. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. С. 136-137.
  4. Гончарова Е. А. Интерпретация литературного текста в синергетической парадигме: традиция и перспективы // Язык и текст в проблемном поле гуманитарных наук. Studia Linguistica - XVII. СПб., 2008. С. 227-236.
  5. Гончарова Е. А. О синергетическом характере категории «автор» как объекта лингвистической интерпретации // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Калининград, 2012. № 2. С. 30-38.
  6. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 6-18.
  7. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филологический факультет МГУ, 1996. 400 с.
  8. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 251-292.
  9. Федотова О. С. Формы взаимодействия в треугольнике «автор - персонаж - читатель» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (35): в 2-х ч. Ч. I. C. 176-179.
  10. Щирова И. А. О человекомерности науки и текста // Меhyнародни часопис Стил. Боеград (Республика Србиja), 2008. С. 197-211.
  11. Emmott C., Sanford A. J., Alexander M. Scenarios, Characters’ Roles and Plot Status. Readers’ Assumptions and Writers’ Manipulations of Assumptions in Narrative Texts // Characters in Fictional Worlds. Understanding Imaginary Beings in Literature, Film, and Other Media / ed. by J. Eder, F. Jannidis & R. Schneider. Berlin: de Gruyter, 2010. P. 377-399.
  12. Stockwell P. Cognitive Poetics. An Introduction. L. - N. Y.: Routledge, 2002. 194 p.

Информация об авторах

Пацора Ирина Викторовна

Пятигорский государственный лингвистический университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 20 сентября 2014.

Ключевые слова

  • художественный нарратив
  • коммуникативное событие
  • диалогичность
  • антропоцентричность
  • автор
  • читатель
  • персонаж
  • триадическая / диадическая модель коммуникативного взаимодействия
  • fiction narrative
  • communicative event
  • dialogic character
  • anthropocentricity
  • author
  • reader
  • personage
  • triadic / diadic model of communicative interaction

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)