• Научная статья
  • 1 апреля 2015
  • Открытый доступ

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В СИНТАГМАТИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению развития детской синтагматической речи. Опираясь на психолингвистическую теорию и результаты собственных наблюдений, автор создаёт модель развития синтагматики речи у ребенка с рождения до школьного возраста. Обладая общей тенденцией, следует иметь в виду, что различные типы синтагматических отношений имеют разную степень соотнесённости с ситуацией действительности, и поэтому трудности преодолеваются детьми в разное время и с разным результатом. Кроме того, овладение синтагматической речью в онтогенезе соотносится с использованием интонации (темп, мелодика, паузация и т.д.), а также в значительной мере зависит от общения ребёнка со взрослыми, которые обусловливают возможность удовлетворения его потребностей.

Источники

  1. Арефьева С. А., Арефьева О. В. Психолого-педагогические основы развития речи учащихся: исторический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (39): в 2-х ч. Ч. 2. C. 24-26.
  2. Белянин В. П. Психолингвистика. М.: Флинта, 2007. 232 с.
  3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2004. 512 с.
  4. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев: Изд-во Саратов. ун-та, 1990. 104 с.
  5. Глухов В. П. Основы психолингвистики. М.: Астрель, 2005. 351 с.
  6. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. 378 с.
  7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1973.
  8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999. 160 с.
  9. Леонтьев А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  10. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: ЛКИ, 2008. 216 с.
  11. Лепская Н. И. Язык ребёнка (онтогенез речевой коммуникации). М.: Филфак МГУ, 1997. 151 с.
  12. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Московского ун-та, 1998. 336 с.
  13. Магерамова Ю. Ю. Современная онтолингвистика: мир детской речи. Магадан: Изд-во Северо-восточного гос. ун-та, 2010. 129 с.
  14. Рубенштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
  15. Слобин Д. Психолингвистика; Грин Дж. Психолингвистика. Хомский и психология / пер. с англ. Изд-е 5-е. М.: Едиториал УРСС, 2009. 352 с.
  16. Соломатина Г. Н. Онтогенез речевой деятельности. Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2011. 144 с.
  17. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ СФЕРА, 2008. 240 с.
  18. Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 260 с.
  19. Bruner J. The Ontogenesis of Speech Acts // Journal of Child Language. 1975. No. 2. P. 1-19.
  20. Bruner J., Haste H. (eds.) Making Sense: The Child's Construction of the World. London: Methuen, 1987. P. 81-96.
  21. Carrol J. Language Development in Children // Psycholinguistics: A Book of Reading. N. Y., 1961. P. 331-345.
  22. Cook-Gumperz J., Corsaro W., Streeck J. Children's Worlds and Children’s Language. Berlin: Mouton de Gruyter, 1986. Vol. 1. P. 327-358.
  23. McNeill D. The Acquisition of Language: The Study of Developmental Psycholinguistics. N. Y.: Harper and Row, 1970. 183 p.

Информация об авторах

Влавацкая Марина Витальевна

Новосибирский государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 апреля 2015.

Ключевые слова

  • онтогенез речи
  • синтагматическая речь
  • связная / контекстная речь
  • этапы развития синтагматической речи
  • синтагматическая фонетика
  • синтагматическая грамматика
  • ontogenesis of speech
  • syntagmatic speech
  • continuous / contextual speech
  • stages of syntagmatic speech development
  • syntagmatic grammar
  • syntagmatic phonetics

Copyright

© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)