• Научная статья
  • 1 июня 2015
  • Открытый доступ

К ВОПРОСУ О ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕННЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО

Аннотация

В статье обосновывается необходимость изучения именных частей речи с учетом функционально-семантического, компетентностного, текстоориентированного подходов, позволяющих реализовать обучение русскому языку как неродному в свете требований нового ФГОС; анализируется методическая литература по проблеме исследования и выделяются ключевые вопросы, на которые следует обратить особое внимание при изучении морфологии в школьном курсе русского языка.

Источники

  1. Алексеева О. В. Функциональный принцип изучения морфологии в школьном курсе русского языка. М.: Изд-во МГОУ, 2010. 186 с.
  2. Ахунзянов Э. М. Контрастивная лингвистика: морфология русского и тюркских языков. Казань: Изд-во КГУ, 1987. 151 с.
  3. Бабайцева В. В. Местоимение это и его функциональные омонимы. М.: ФЛИНТА; Наука, 2014. 168 с.
  4. Бакеева Н. З. Методика обучения морфологии русского языка в татарской школе. Казань: Тат. книжн. изд-во, 1961. 294 с.
  5. Богородицкий В. А. О преподавании русской грамматики в татарской школе. Изд-е 5-е. Казань, 1951. 24 с.
  6. Воробьев В. В., Дронов В. В., Хруслов Г. В. Русская речь. 10-11 классы: пособие по лингвокультурологии и развитию речи. М.: Дрофа, 2009. 192 с.
  7. Дмитриев Н. К., Чистяков В. М. Очерки по методике преподавания русского языка в татарской школе // Вопросы методики преподавания русского и родного языков в нерусской школе. М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. С. 3-114.
  8. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: Флинта; Наука, 1998. 176 с.
  9. Купалова А. Ю. Употребление местоимений в речи // Русский язык в школе. 1995. № 4. С. 33-41.
  10. Левушкина О. Н. Методическая интерпретация лингвокультурологической характеристики текста на уроках русского языка: монография. Ульяновск: УлГТУ, 2013. 316 c.
  11. Насыри К. Образец русско-татарской грамматики по методу арабской грамматики. Казань: Типография Имп. Университета, 1891. 163 с.
  12. Нуруллина Г. М. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов (татар) при изучении категории рода русского языка: автореф. дисс. … к. пед. н. Казань, 2010. 24 с.
  13. Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 167 с.
  14. Радлов В. В. Грамматика русского языка, составленная для татар Восточной России: Этимология. Казань: Типография ун-та, 1873. Ч. 1. 114 с.
  15. Саяхова Л. Г. Компетентностный подход к изучению русского языка в учебниках для 10-11 классов школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках. СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2009. 127 с.
  16. Шакирова Л. З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе. Казань: Магариф, 2003. 351 с.
  17. Шведова Н. Ю. Местоимение и смысл. Класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства. М.: Азбуковник, 1998. 176 с.
  18. Юсупова З. Ф. Местоимения русского языка: теория и практика: монография. Казань: Казан. ун-т, 2014. 196 с.
  19. Юсупова З. Ф. Учет особенностей родного языка учащихся при обучении русскому языку как неродному (на материале именных частей речи) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (35): в 2-х ч. Ч. 1. С. 215-218.

Информация об авторах

Юсупова Зульфия Фирдинатовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 июня 2015.

Ключевые слова

  • русский язык как неродной
  • именные части речи
  • лингвометодические традиции
  • функционально-семантический, компетентностный, текстоориентированный подходы
  • Russian as a foreign language
  • nominal parts of speech
  • linguo-methodical traditions
  • functional and semantic, competence, text-oriented approaches

Copyright

© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)