• Научная статья
  • 30 ноября 2015
  • Открытый доступ

ЮКАГИРСКИЕ ЛЕГЕНДЫ О ЯРХАДАНЕ: ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Аннотация

В статье рассматриваются происхождение и развитие в юкагирском фольклоре популярного образа Ярхаданы и смысл литературных произведений, отражающих народные легенды о ней. Делается вывод о том, что в основу фольклорного образа Ярхаданы (от йарха ʽледʼ), реки и девушки, положено название горной холодной реки. Особенность «мерзлой» реки послужила причиной создания в фольклоре темы несчастной любви. Вследствие семантики имени и любовных коллизий в фольклоре появляется двойственный взгляд на образ девушки Ярхаданы: с одной стороны, она - та, которая не способна любить, с другой - та, которая преодолевает трудности и невзгоды. В произведениях юкагирских писателей С. Н. Курилова «Легенды о Ярхадане» и Г. Н. Дьячкова «Розовая чайка» Ярхадана становится символом отваги и решительности, нравственной силы и духовного возрождения.

Источники

  1. Дьячков Г. А. Розовая чайка // Дьячков Г. А. Полет розовой чайки. Якутск: Бичик, 2003. С. 69-91.
  2. Игнатьева Т. И. Музыкальный фольклор юкагиров // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. М. - Новосибирск: Наука, 2005. Т. 25. Фольклор юкагиров / сост. Г. Н. Курилов. С. 45-123.
  3. Иохельсон В. И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. Якутск: Бичик, 2005. 272 с.
  4. Ключевский А. Без розовых очков. Культурные изменения в северной Якутии и произведения Геннадия Дьячкова // Юкагирская литература: сборник / сост. В. Огрызко. М.: Литературная Россия, 2006. С. 317-324.
  5. Курилов С. Н. Чаундаур. Якутск: Кн. Изд-во, 1979. 86 с.
  6. Курилов Ю. Г. Юкагирские топонимы Северо-Востока Азии. Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2013. 96 с.
  7. Окорокова В. Б. Юкагирский роман. Якутск: ЧИФ «Ситим», 1994. 136 с.
  8. Прокопьева П. Е. Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия): научно-методическое издание. Нерюнгри: Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия), 2003. 167 с.
  9. Прокопьева П. Е. Отражение мифологического мышления в юкагирском фольклоре. Новосибирск: Наука, 2009. 143 с.
  10. Прокопьева П. Е. Современный песенный фольклор лесных юкагиров: содержание и особенности бытования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 5 (19). Ч. 2. C. 141-148.
  11. Сыромятников Г. С. Романы С. Курилова // Литература народов Севера Якутии: сборник научных трудов. Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1990. С. 98-106.
  12. Хазанкович Ю. Г. Из другого далекого края // Юкагирская литература: сборник / сост. В. Огрызко. М.: Литературная Россия, 2006. С. 300-316.
  13. Хозяин Земли: легенды и рассказы лесных юкагиров / сост. Л. Н. Жукова, О. С. Чернецов. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. 100 с.
  14. Фольклор юкагиров Верхней Колымы / сост. Л. Н. Жукова, И. А. Николаева, Л. Н. Дёмина. Якутск: Изд-во Якут. ун-та, 1989. Ч. 2. 89 с.

Информация об авторах

Прокопьева Прасковья Егоровна

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 30 ноября 2015.

Ключевые слова

  • лесные юкагиры
  • легенды о Ярхадане
  • фольклорный образ
  • лирическая песня
  • литературная трактовка
  • the Forest Yukagirs
  • legends about Yarkhadan
  • folklore image
  • lyric song
  • literary interpretation

Copyright

© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)