• Научная статья
  • 1 февраля 2016
  • Открытый доступ

ОCОБЕННОСТИ АВТОФИКЦИОНАЛЬНОГО ПИСЬМА Т. БЕРНХАРДА: К ТРАКТОВКЕ ФИНАЛА ПОВЕСТИ «ПОДВАЛ» (1976)

Аннотация

В статье представлена новая трактовка финала одной из повестей, написанных классиком австрийской литературы Т. Бернхардом на материале собственной жизни. Автор статьи указывает на переосмысление литературного топоса theatrum mundi («мир как театр») в автобиографической пенталогии писателя и обнаруживает скрытые интертекстуальные связи бернхардовского текста с произведениями Гуго фон Гофмансталя. Перформативный характер творчества австрийского автора позволяет увидеть в финале повести отсылку к драме Гофмансталя «Имярек» (1903/1911).

Источники

  1. Бернхард Т. Все во мне…: автобиография. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006. 576 с.
  2. Гофмансталь Г. фон. Избранное. Драмы, проза, стихотворения. М.: Искусство, 1995. 844 с.
  3. Bernhard Th. Der Wahrheit auf der Spur. Reden, Leserbriee, Interviews, Feulletons. Berlin: Suhrkamp, 2012. 346 S.
  4. Holdenried M. Im Spiegel ein anderer. Erfahrungskrise und Subjektdiskurs im modernen autobiogarphischen Roman. Heidelberg: Winter Verlag, 1991. 552 S.
  5. Honegger G. Thomas Bernhard: «Was ist das für ein Narr?». Berlin: Propyläen Verlag, 2003. 456 S.
  6. Höller H. Thomas Bernhard. 10. Auflage. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 2011. 158 S.
  7. Jürgens D. Das Theater Thomas Bernhards. Frankfurt am Main: Peter Lang, 1999. 324 S.
  8. Schmidt-Dengler W. «Auf dem Boden der Sicherheit und Gleichgültigkeit». Zu Thomas Bernhard Autobiographie «Der Keller» // Autobiographien in der österreichischen Literatur: von Franz Grillparzer bis Thomas Bernhard. Insbruk - Wien: Studien Verlag, 1998. S. 217-239.
  9. Thomas Bernhard - Eine Begegnung. Gespräche mit Krista Fleischmann. Wien: Edition S, 1991. 280 S.
  10. Vom Hofe G. Ecce Lazarus. Autor-Existenz und «Privat»-Metaphysik in Thomas Bernhards autobiographischen Schriften // Duitse Kroniek. 1981-1982. № 32. H. 4. S. 18-36.
  11. Waitzbauer H. Thomas Bernhard in Salzburg. Alltagsgeschichte einer Provinzstadt 1943-1955. Wien - Köln - Weimar: Böhlau, 1995. 148 S.

Информация об авторах

Новикова Светлана Юрьевна

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 февраля 2016.

Ключевые слова

  • автобиография
  • Т. Бернхард
  • Г. фон Гофмансталь
  • литературный топос
  • «мир как театр»
  • автофикциональное письмо
  • барочная аллегория
  • autobiography
  • Th. Bernhard
  • H. von Hofmannsthal
  • literary topos
  • “the world as a theater”
  • autofictional letter
  • baroque allegory

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)