• Научная статья
  • 1 июля 2016
  • Открытый доступ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ УСТАНОВКИ В НОВОСТНОМ ТЕКСТЕ

Аннотация

В статье рассматриваются лингвистические технологии формирования неосознаваемой установки в кратких информационных сообщениях и информационных заметках. Анализируются лингвистические и текстовые технологии формирования и нивелирования чувства страха в отношении социально значимых событий: использование позиций в структуре микро- и макротекста, рассчитанных на некритическое восприятие; отбор и расположение в тексте смысловых элементов; использование лексических и грамматических средств для смещения акцентов при описании события; использование разных типов мышления и видов текста.

Источники

  1. Анисина Н. В. Воздействие монологического текста средств массовой информации на адресата речи // Речевое общение: искусство убеждать: уч.-метод. материалы / сост. Н. В. Анисина, Е. В. Ганапольская, Л. В. Степанова, Л. П. Стычишина. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного технического университета (СПбГТУ), 1999. С. 78-110.
  2. Анисина Н. В. Закономерности построения учебно-научного микротекста как отражение процесса познавательной деятельности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2012. № 3 (155). С. 29-36.
  3. Анисина Н. В. Методика обучения студентов негуманитарных вузов созданию научного текста: дисс. … к. пед. н. СПб., 2002. 186 с.
  4. Белянин В. П. Психологическое литературоведение: Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. М.: Генезис, 2006. 320 с.
  5. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 672 с.
  6. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: Добросвет; Издательство «КДУ», 2009. 234 с.
  7. Дейк Т. ван. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: Либроком, 2015. 352 с.
  8. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008. 203 с.
  9. Иссерс О. С. Речевое воздействие. М.: Флинта: Наука, 2009. 224 с.
  10. Митренина О. В., Романова Е. Е., Слюсарь Н. А. Введение в генеративную грамматику. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 376 с.
  11. Поисковик учится подглядывать и подсказывать: Битва за телевизионные деньги продолжается [Электронный ресурс]. URL http://www.gazeta.ru/tech/poiskovik_uchitsya_podglyadyvat_i_podskazyvat.shtml (дата обращения: 03.03. 2016).
  12. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во МГУ, 2003. 320 с.
  13. Узнадзе Д. Н. Теория установки. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 448 с.
  14. Черепанова И. А. Заговор народа. Как создать сильный политический текст. М.: КСП+, 2000. 464 с.
  15. Язык и моделирование социального взаимодействия: переводы / сост. В. М. Сергеев, П. Б. Паршин; общ. ред. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. 464 с.
  16. FireChat: высокие технологии протеста в Гонконге: Распределенный мобильный мессенджер позволил обойти блокировки и цензуру [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/tech/firechat_vysokie_tehnologii_protesta_ v_gonkonge.shtml (дата обращения: 03.03.2016).

Информация об авторах

Анисина Наталья Викторовна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 июля 2016.

Ключевые слова

  • медиалингвистика
  • речевое воздействие
  • неосознаваемая установка
  • психологическое влияние СМИ
  • структура микротекста и макротекста
  • некритическое восприятие информации
  • интерпретация события в тексте новостей
  • media linguistics
  • linguistic manipulation
  • unconscious position
  • psychological impact of mass media
  • structure of micro- and macrotext
  • uncritical acceptance of information
  • interpretation of events in a news text

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)