• Научная статья
  • 1 сентября 2016
  • Открытый доступ

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КАТЕГОРИИ РОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Статья посвящена исследованию грамматической категории рода неодушевленных существительных с позиции антропоцентрического подхода на уроках русского языка. На примере слов, обозначающих природную стихию, раскрывается суть проблемы. В качестве дидактического материала представлены стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, которые направлены на развитие речи, обогащение словарного запаса, формирование у учащихся культуроведческой компетенции.

Источники

  1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. 339 с.
  2. Загадки про огонь [Электронный ресурс] // Загадки с ответами. Mir-zagadki.ru. URL: http://mir-zagadki.ru/index.php/ zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ogon (дата обращения: 08.02.2016).
  3. Ласкова М. В. Грамматическая категория рода в аспекте гендерной лингвистики: монография. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. эк. ун-та, 2001. 192 с.
  4. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 208 с.
  5. Муллагалиева Л. К. Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации. Словарь: электив. курс для 10-11 кл. школ гум. профиля. М.: Ладомир, 2006. 234 с.
  6. Назар Наджми. Творчество. Поэзия [Электронный ресурс]. URL: http://www.nazar-nadjmi.ru/home/ru/creation/poetry/ (дата обращения: 08.02.2016).
  7. Нуруллина Г. М. Словарная работа на уроках русского языка («Живое» слово как отражение языковой картины мира) // Русский язык в школе. 2015. № 11. С. 27-30.
  8. Поговорки об огне [Электронный ресурс] // Славянин. URL: http://www.slavianin.ru/mudrost/pogovorki/pogovorki-ob-ogne.html (дата обращения: 08.02.2016).
  9. Пушкин А. С. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях [Электронный ресурс] // Русская виртуальная библиотека. URL: http://rvb.ru/pushkin/01text/03fables/01fables/0800.htm (дата обращения: 08.02.2016).
  10. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.; под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2008. 336 с.
  11. Юсупова З. Ф. К вопросу о лингвометодических традициях изучения именных частей речи в аспекте преподавания русского языка как неродного // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 6 (48). Ч. I. C. 215-217.
  12. Якобсон Р. Избранные работы по лингвистике. Благовещенск: Изд-во БГК им. И. А. Бодуэна де Куртене, 1998. 448 с.
  13. http://lib.ru/LITRA/KUPRIN/olesya.txt (дата обращения: 29.07.2016).
  14. http://rupoem.ru/isakovskij/all.aspx (дата обращения: 29.07.2016).
  15. http://rupoem.ru/tushnova/all.aspx (дата обращения: 29.07.2016).

Информация об авторах

Нуруллина Гузель Миннезуфаровна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Юсупова Зульфия Фирдинатовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 сентября 2016.

Ключевые слова

  • антропоцентрический подход
  • категория рода
  • неодушевленные существительные
  • урок русского языка
  • культуроведческая компетенция
  • anthropocentric approach
  • category of gender
  • inanimate nouns
  • Russian language lesson
  • culturological competence

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)