• Научная статья
  • 1 сентября 2016
  • Открытый доступ

К ВОПРОСУ ОБ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКОМ МИНИМУМЕ УЧИТЕЛЯ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о необходимости формирования акцентологического минимума учителя. Автор на основании анализа тестирования и диагностики педагогов приходит к выводу о недостаточном владении учителями-предметниками ресурсами русского языка, а также обосновывает положение о том, что учителя всех предметов должны соблюдать единый речевой режим.

Источники

  1. Аленькина Е. В. Тестирование как форма контроля на занятиях по русскому языку и культуре речи // Риторические дисциплины в новых государственных образовательных стандартах: материалы 6 Международной конференции по риторике. М., 2002. С. 3-4.
  2. Балашова Л. В. Русский язык и культура общения: практикум: в 2-х ч. / под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: Лицей, 2001. Ч. 1. 192 с.
  3. Балашова Л. В., Милехина Т. А., Рисинзон С. А., Орлова Н. М. Русский язык и культура общения для деловых людей / под ред. О. Б. Сиротиной. Саратов: Слово, 1997. 72 с.
  4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 544 с.
  5. Ганиев Ж. В. Русская орфоэпия в действии (Часть 1) // Русский язык в школе. 2014. № 8. С. 27-30.
  6. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б., Ягубова М. А. Русский язык и культура речи: учебник для студентов-нефилологов / под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2001. 212 с.
  7. Громова В. И. Орфоэпический минимум учителя русского языка и литературы // Инновационная составляющая в системе обеспечения качества филологического образования: теория и практика: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Саратов: Изд-во ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. Вып. 2. С. 31-35.
  8. Дмитриева О. И., Орлова Н. М., Павлова Н. И. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Саратов, 2004. 260 с.
  9. Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и ее варианты. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. 1008 с.
  10. Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. проф. Л. К. Граудиной, проф. Е. Н. Ширяева. М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. 560 с.
  11. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник-практикум. Изд-е 7-е, испр. М.: Флинта: Наука, 2001. 315 с.
  12. Лунева Л. П. Создание системы совершенствования речевой культуры учителя в условиях ИПК // Риторические дисциплины в новых государственных образовательных стандартах: материалы 6 Международной конференции по риторике. М., 2002. С. 63-65.
  13. Львов В. В. Орфоэпия на уроках русского языка: 5-9 классы. М.: Экзамен, 2011. 191 с.
  14. Москвин В. П. Ориентация на старшую норму как основа культурно-речевой компетенции (На примере ударения в глаголах с концовкой -ить) // Русский язык в школе. 2015. № 10. С. 16-20.
  15. Нормативный аспект культуры речи. Теория и практика: учебно-методическое пособие / под ред. В. И. Громовой. Саратов: Наука, 2009. 96 с.
  16. Онлайн-словарь ударений [Электронный ресурс]. URL: http://accentonline.ru/top.html (дата обращения: 20.07.2016).
  17. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р. И. Аванесова. Изд-е 4-е стер. М., 1998. 688 с.
  18. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель): профессиональный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://ug.ru/new_ standards/6 (дата обращения: 20.07.2016).
  19. Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. М.: АСТ-Пресс, 2010. 944 с.
  20. Сенина Н. А., Глянцева Т. Н., Гурдаева Н. А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10 класс. Ростов н/Д.: Легион, 2013. 232 с.
  21. Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: пособие для учителя. М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. 175 с.
  22. Сиротина О. Б., Кузнецова Н. И., Дзякович Е. В. Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2001. 320 с.

Информация об авторах

Громова Виктория Ивановна

Саратовский областной институт развития образования

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 сентября 2016.

Ключевые слова

  • культура речи учителя
  • кодифицированная норма
  • равноправные варианты
  • степени нормативности
  • акцентологический минимум
  • нормативные словари
  • единый речевой режим
  • teacher’s culture of speech
  • codified norm
  • equal variants
  • levels of normativeness
  • accentological competence
  • normative dictionaries
  • unified verbal regime

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)