• Научная статья
  • 1 декабря 2016
  • Открытый доступ

ТАКТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЁЖИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО МОЛОДЁЖНОГО КОРПУСА SMS-СООБЩЕНИЙ)

Аннотация

В статье анализируются тактики коммуникативного взаимодействия молодёжи в современном виртуальном пространстве как одна из актуальных форм речевого взаимодействия. Детальному изучению подвергается статус молодёжной речи, обосновывается доминирующая стратегия взаимодействия в молодёжной виртуальной среде - коммуникативная стратегия престижа. Стратегия престижа реализуется посредством трёх основных тактик: «стимулирующего оценивания», «символьного опознания» и «протестной дистанции». Материалом исследования явились примеры лексических единиц в SMS-сообщениях немецкой молодёжи. Доказана реализация коммуникантами с помощью SMS-сообщений вышеназванных тактик посредством оценочной лексики; заимствований из английского, итальянского и др. языков; создания кодовых сокращений.

Источники

  1. Ашнин Е. С. Метафорическая репрезентация ментальных операций субъекта в языке немецкой молодежи // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2015. № 1 (25). С. 125-133.
  2. Васюк А. В. Neue Medien und Jugendsprache // Молодой ученый. 2012. № 10. С. 183-185.
  3. Козлова Н. В. Лингвистические корпуса: определение основных понятий и типология // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. Т. 11. № 1. С. 79-88.
  4. Комлева В. В. Престиж как явление духовной жизни общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2000. № 4. С. 26-32.
  5. Копытина Н. Н. Молодежный социолект как одна из форм существования французского языка // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 10. № 12 (107). С. 123-130.
  6. Ленец А. В. Прагматика лжи. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 284 с.
  7. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дисс. … д. филол. н. Волгоград, 2009. 39 с.
  8. Полехина Е. А. Молодёжный жаргон как объект лингвистического исследования // Вестник Волгоградского университета. Серия 2: Языкознание. 2012. № 1 (15). С. 180-184.
  9. Саенко Л. А., Егоров М. В. Интернет-пространство как фактор формирования сетевого общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 1. С. 159-162.
  10. Шаховский В. И. Меняющаяся картина мира в динамике языка и речи // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2015. № 1 (25). С. 7-20.
  11. Androutsopoulos J. Deutsche Jugendsprache. Untersuchungen zu ihren Strukturen und Funktionen // Vario Lingua: в 47-ми т. / Hrsg. v. Jörn Albrecht et al. Frankfurt/Main, 1997. Bd. 6. S. 1-77.
  12. Androutsopoulos J., Schmidt G. SMS-Kommunikation: Ethnografische Gattungsanalyse am Beispiel einer Kleingruppe // Zeitschrift für Angewandte Linguistik. 2002. № 36. S. 49-79.
  13. Dittmann J., Siebert H. & Staiger-Anlauf Y. Medium und Kommunikationsform - am Beispiel der SMS [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediensprache.net/de/networx/docs/networx-50.aspx (дата обращения: 24.02.2015).
  14. Ehmann H. Affengeil: ein Lexikon der Jugendsprache. München: Verlag C. H. Beck, 1996. 156 S.
  15. Ehmann H. Voll konkret: Das neueste Lexikon der Jugendsprache. München: Verlag C. H. Beck, 2001. 160 S.
  16. Freyermuth G. S. Der große Kommunikator. Soziale Konsequenzen von media merging und Transmedialisierung // Websprache.net. Sprache und Kommunikation im Internet. Berlin - N. Y.: Walter de Gruyter, 2005. S. 15-46.
  17. Gesprächskultur 2.0: Wie die digitale Welt unser Kommunikationsverhalten verändert. Ergebnisse einer bevölkerungsrepräsentativen Studie zur Nutzung und Bewertung von Online-Kommunikation [Электронный ресурс]. URL: http://www.axelspringer.de/downloads/21/315952/Bericht_zweinull_FINAL.pdf (дата обращения: 01.03.2016).
  18. Henne H. Jugend und ihre Sprache, Darstellung, Materialien, Kritik. Hildesheim: Olms Verlag, 2009. 261 S.
  19. Röll J. Einfluss neuer Medien auf die Kommunikation Jugendlicher [Электронный ресурс]. URL: http://www.sainetz.at/ dokumente/Einfluss_neuer_Medien_auf_die_Kommunikation_Jugendlicher.pdf (дата обращения: 01.03.2016).
  20. Schlobinski P. Sprache und internetbasierte Kommunikation - Voraussetzungen und Perspektive // Websprache.net. Sprache und Kommunikation im Internet. Berlin - N. Y.: Walter de Gruyter, 2005. S. 1-15.
  21. Schnitzer C.-V. Linguistische Aspekte der Kommunikation in den neueren elektronischen Medien. SMS-E-Mail-Facebook [Электронный ресурс]. URL: https://edoc.ub.uni-muenchen.de/14779/1/Schnitzer_Caroline-Victoria.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
  22. SMS-Datenbank des Centrums Sprache und Interaktion an der Universität Münster [Электронный ресурс]. URL: http://cesi.uni-muenster.de/~SMSDB/ (дата обращения: 10.02.2016).
  23. SMS-Korpus [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediensprache.net/archiv/corpora/sms_os_h.pdf (дата обращения: 24.02.2015).

Финансирование

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ 16-34-00014а1.

Информация об авторах

Ленец Анна Викторовна

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Девликамова Лия Рафаиловна

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 декабря 2016.

Ключевые слова

  • коммуникативная стратегия
  • коммуникативная тактика
  • молодёжный язык
  • виртуальное пространство
  • немецкий язык
  • словообразование
  • SMS-сообщение
  • communicative strategy
  • communicative tactics
  • youth language
  • virtual space
  • the German language
  • word-formation
  • SMS-message

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)