• Научная статья
  • 1 января 2017
  • Открытый доступ

«ЛЮБОВЬ» КАК НРАВСТВЕННОЕ ПОНЯТИЕ В ПОНИМАНИИ СЛЫШАЩИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье анализируются экспериментальные данные, полученные в ходе опроса слабослышащих и слышащих подростков-старшеклассников, на основе алгоритма, который представляет собой ряд вопросов, направленных на выявление лексико-семантической структурированности понятия «любовь» в понимании слабослышащих и слышащих подростков. Данные опроса сравниваются, анализируются и определяются лакуны в сознании слабослышащих и слышащих подростков-старшеклассников на уровнях структурированности понятия «любовь». В ходе исследования было описано и проанализировано шесть шагов алгоритма, выявлены совпадения и определены приоритетные лексические единицы в понимании понятия «любовь». С помощью комплексного анализа было определено наличие трех видов лакун (когнитивная, мотивационная и морально-оценочная) в понимании слышащих и слабослышащих подростков.

Источники

  1. Балашова Е. Ю. Концепты любовь и ненависть в русском и американском языковых сознаниях: дисс.. к. филол. н. Саратов, 2004. 262 с.
  2. Колодина Н. И. Методика определения уровня осознанности понятия и уровня нравственной компетентности (на материале анкетирования слабослышащих и слышащих подростков по понятию «уважение») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 10 (64): в 3-х ч. Ч. 1. C. 87-92.
  3. Колодина Н. И. Структурированность понятия «честность» во фрейме «поступать честно» в сознании слабослышащих и слышащих подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал. 2016. № 5. С. 146-166.
  4. Колодина Н. И., Дуванова С. П., Лябина О. Г. Положительные и отрицательные нравственные понятия в сознании слабослышащих и слышащих подростков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 9 (63): в 3-х ч. Ч. 1. С. 104-107.
  5. Мартинович Г. А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 93-99.
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.classes.ru/ all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-14670.htm (дата обращения: 12.09.2016).
  7. Эйнуллаева Е. А. Лакуны в структуре языковой личности и их заполнение в межкультурной коммуникации: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2003. 20 с.

Финансирование

Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта «Структурированность нравственных понятий» № 16-04-00057.

Информация об авторах

Капкова Светлана Юрьевна

Воронежский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 января 2017.

Ключевые слова

  • слабослышащие и слышащие подростки
  • нравственное понятие
  • любовь
  • структурированность понятия
  • стереотипизация
  • лакуна
  • hearing-impaired and hearing teenagers
  • moral concept
  • love
  • structured concepts
  • stereotyping
  • lacuna

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)