• Научная статья
  • 1 марта 2017
  • Открытый доступ

РУССКАЯ ВЕРСИФИКАЦИЯ XVII ВЕКА И МУЗЫКА

Аннотация

В статье рассматриваются сложные процессы становления русского литературного стиха в XVII в.: отделение слова от музыки, формирование виршевой поэзии и ее взаимосвязь с раешным стихом, утверждение барокко и распространение силлабической системы стихосложения в России. Анализ поэтического материала свидетельствует не о механистичном заимствовании эстетики барокко, а о глубоко национальной специфике развития первого межнационального течения в России, как и первой литературной системы версификации. В статье делается вывод о том, что, отделившись от музыки, силлабическая поэзия второй половины XVII в. все-таки сохранила специфическую вокально-музыкальную форманту, проявляющуюся в речитативной декламации стихотворного текста.

Источники

  1. Бейли Д. Избранные статьи по русскому литературному стиху. М.: Языки славянской культуры, 2004. 376 с.
  2. Берков П. Н. К спорам о принципах чтения силлабических стихов XVII - начала XVIII в. // Теория стиха: сборник статей. Л.: Наука, 1968. С. 294-316.
  3. Былинин В. К., Илюшин А. А. Начало русского виршеписания // Виршевая поэзия (первая половина XVII века). М.: Советская Россия, 1989. С. 5-20.
  4. Виршевая поэзия (первая половина XVII века). М.: Советская Россия, 1989. 480 с.
  5. Гаспаров М. Л. Оппозиция стих - проза и становление русского литературного стиха // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития: сборник статей. М.: Наука, 1985. С. 264-277.
  6. Иванова М. В. Малоизученные явления древнерусского синтаксиса в Житии Стефана Пермского // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». 2014. № 2. С. 14-19.
  7. Калачева С. В. Эволюция русского стиха. М.: Издательство Московского университета, 1986. 262 с.
  8. Мазель Л. А. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1983. 72 с.
  9. Макарова С. А. Русский стих и музыка. М.: Лексрус, 2015. 360 с.
  10. Марков Н. В. Русский стих XVII века (материалы к характеристике развития) // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития: сборник статей. М.: Наука, 1985. С. 244-263.
  11. Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. Л.: Наука, 1973. 280 с.
  12. Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII - начало XVIII в.). М.: Наука, 1991. 263 с.
  13. Тарановский К. О поэзии и поэтике. М.: Языки русской культуры, 2000. 432 с.
  14. Федотов О. И. Основы русского стихосложения: теория и история русского стиха: в 2-х книгах. М.: Флинта; Наука, 2002. Кн. 1. 359 с.
  15. Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. 256 с.

Информация об авторах

Макарова Светлана Анатольевна

г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 марта 2017.

Ключевые слова

  • литературный стих
  • виршевая поэзия
  • раешный стих
  • барокко
  • силлабическая система стихосложения
  • тонические принципы
  • изосиллабизм
  • речитативная декламация
  • «музыкальность» стиха
  • жанр канта
  • стих и проза
  • literary verse
  • versified poetry
  • free verse
  • baroque
  • syllabic versification system
  • tonic principles
  • syllabic verse
  • recitative declamation
  • musicality of verse
  • cant genre
  • verse and prose

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)