УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ (НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ)
Аннотация
В статье рассматривается проблема уменьшения учебной нагрузки по иностранному языку у студентов-бакалавров. Приводятся результаты анкетирования старшекурсников «Причины непрерывного изучения ИЯ в вузе», схема учебных стратегий для автономного языкового обучения, инструменты самостоятельной учебно-познавательной деятельности для студентов старших курсов. Указываются сущность и функции учебных стратегий в процессе обучения иностранному языку.
Источники
- Атабекова А. А. Иноязычная коммуникативная компетенция как средство социальной адаптации будущего специалиста в вузе: результаты экспериментального обучения // Высшее образование сегодня. 2009. № 8. С. 63-67.
- Бермус А. Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: автореф. дисс. … д. пед. н. Ростов-на-Дону, 2003. 430 с.
- Беспалова С. В. Стратегии обучения и знания социокультурной дистрибуции дискурса // Коммуникативно-когнитивный подход в реализации целей обучения иностранным языкам в школе и вузе: межвуз. сб. науч. статей. Нижний Новгород, 2007. С. 288-292.
- Бочаров Е. П. Акмеологический подход к образованию // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008. № 4. С. 5-10.
- Зимняя И. А., Алексеева О. Ф., Князев А. М., Кривченко Т. А., Лаптева М. Д., Морозова Н. А. Отражение содержания ключевых социальных компетентностей в текстах действующих ГОС ВПО (теоретико-эмпирический анализ) // Проблемы качества образования. М. Уфа, 2004. Книга 2. Ключевые социальные компетентности студента. С. 13-26.
- Ивлева А. Ю. Стратегии интерпретации текста: философский аспект // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2010. № 1. С. 27-36.
- Качалов Н. А. Непрерывное образование: изучение иностранного языка // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282. C. 250-256.
- Корозникова А. А. Сущность понятия «учебная автономия» и обучение стратегиям автономной учебной деятельности в образовательном процессе по иностранному языку // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 11. С. 761-765.
- Крузе И. И. К вопросу о роли Летних профессионально-ориентированных языковых Школ в контексте неформального обучения студентов российского вуза // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 6: в 2-х ч. Ч. 1. С. 327-330.
- Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д. Преподаватель иностранного языка как тьютор при формировании лингво- и социокультурных знаний // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2010. № 1. С. 59-65.
- Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д. Формирование культурного капитала специалистов Республики Мордовия посредством дистанционного обучения // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2012. № 4 (24). C. 227-233.
- Образовательные программы высшего образования [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева: официальный сайт. URL: http://www.mrsu.ru/ru/edu/ spec_edu3/ (дата обращения: 03.05.2017).
- Пахмутова Е. Д. Телекоммуникационные проекты в межкультурном обучении иностранному языку (немецкий язык, неязыковой вуз): дисс. … к. пед. н. Саранск, 2003. 272 c.
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 3. С. 37-45.
- Прожога А. В., Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д. Целесообразность увеличения учебной нагрузки в неязыковом вузе // Ресурсосберегающие экологически безопасные технологии производства и переработки с.-х. продукции: мат-лы 13-й Междунар. конф. Саранск, 2016. С. 471-475.
- Сазонов Б. А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учебное пособие. М., 2006. 172 с.
- Сыса Е. А. Обучение иноязычному чтению с использованием стратегий на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности (технический вуз, немецкий язык): дисс. … д. пед. н. Ярославль, 2016. 284 с.
- Терновых Т. Ю. Методика формирования стратегий автономной учебной деятельности у студентов-первокурсников в работе с иноязычным текстом: дисс. … к. пед. н. М., 2007. 281 с.
- Третьякова М. В., Трофимова А. М. Проблема овладения учебными стратегиями при обучении немецкому языку // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2013. № 7: в 4-х ч. Ч. 2. С. 143-147.
- Шкарина И. В. Об овладении учебными техниками и стратегиями // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: материалы XI Междунар. научно-практ. конф. Липецк: ЛГПУ, 2013. С. 65-68.
- Шубкина Т. Н. Деятельность учителя иностранного языка по формированию универсальных учебных действий и индивидуальных учебных стратегий // Сибирский учитель. 2012. № 82. С. 53-57.
- Bialystok E. Influences of Bilingualism on Metalinguistic // Second Language Research. 1987. Vol. 3. Р. 154-166.
- Bimmel P., Rammpillon U. Lernautonomie und Lernstrategien. München: GIN, 2000. 208 S.
- Breen M. How Would We Recognise a Communicative Classroom? // University of Lancaster papers. Lancaster, 1982. Р. 133-137.
- Cofer D. Informal Workplace Learning [Электронный ресурс]. Practice Application Brief. № 10. U.S. Department of Education: Clearinghouse on Adult, Career, and Vocational Education. 2000. 4 p. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ ED442993.pdf (дата обращения: 03.05.2017).
- Eck A., Legenhausen L., Wolff D. Telekommunikation und Fremdsprachenunterricht: Informationen, Projekte, Ergebnisse. Bochum: AKS Verlag, 1994. 254 S.
- Ellis R. The Study of Second Language Acquisition. Oxford: Oxford University Press, 1994. 824 р.
- Rampillon U. Lerntechniken / K.-R. Bausch, H. Christ, W. Huellen und H.-J. Krumm (eds.). Handbuch Fremdsprachenunterriht. Tuebungen: Francke, 1989. S. 215-218.
- Stork A. Was? Wie? Warum? Reflexion anleiten // Goethe-Institut Heft. Zeitschrift für die Praxis des Deutschunterrichts. Donauwörth: Hueber Verlag GmbH & Co KG, 2011. № 45. S. 27-30.
- Wolff D. Lern- und Arbeitstechniken für den Fremdsprachenunterricht: Versuch einer theoretischen Fundierung // Multhaup U., Wolff D. Prozessorientierung in der Fremdsprachendidaktik. Frankfurt: Diesterweg, 1992. S. 101-120.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Опубликована: 1 июля 2017.
Ключевые слова
- автономное обучение
- иностранный язык
- высшее образование
- учебные стратегии
- неязыковой вуз
- self-guided learning
- foreign language
- higher education
- learning strategies
- non-linguistic higher education establishment
Copyright
© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»