• Научная статья
  • 1 августа 2017
  • Открытый доступ

ВИДЫ ЭКФРАСИСА В ПОВЕСТЯХ ОБ ИСКУССТВЕ Д. И. СТАХЕЕВА

Аннотация

В статье впервые были рассмотрены виды экфрасиса в прозаических произведениях об искусстве малоизвестного елабужского писателя ХIХ века Д. И. Стахеева, дружившего с всемирно известным художником И. И. Шишкиным, что способствовало развитию художественного таланта Стахеева. Поэтому в прозе Дмитрия Ивановича ярко выражен живописный экфрасис: такие его виды, как толковательный, динамический, выполняющие психологическую функцию. Приёмы экфрасиса позволяют создать художественный образ и демонстрируют отношение автора прозы к профессионализму и дилетантству в живописи.

Источники

  1. Ахметова Г. А. Картина Михайлова «Увещание Пилатом» в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» сквозь призму иконописи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология и журналистика. 2014. № 2. С. 11-15.
  2. Божкова Г. Н. Д. И. Стахеев и Н. Н. Страхов // Вторые Стахеевские чтения: материалы международной научной конференции. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2003. С. 54-57.
  3. Божкова Г. Н., Якунченко О. Ю. Этнокультурная идентификация как процесс интеграции героев-студентов в романе Д. И. Стахеева «Студенты» // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2016. № 5 (107). С. 18-20.
  4. Брагинская Н. В. Жанр филостратовых «Картин» // Из истории античной культуры. Философия. Литература. Искусство / под ред. В. В. Соколова, А. Л. Доброхотова. М.: Изд-во МГУ, 1976. С. 143-169.
  5. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. М.: Наука, 1977. С. 259-283.
  6. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики [Электронный ресурс]. Киев: Путь к истине, 1991. URL: https://refdb. ru/look/3329115.html (дата обращения: 02.03.2017).
  7. Габидуллина Ф. И. Проблемы изучения жанровой природы татарского романа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7 (25): в 2-х ч. Ч. I. С. 49-51.
  8. Кассен Б. Эффект софистики / пер. с фр. А. Россиуса. М. - СПб.: Московский философский фонд; Университетская книга; Культурная инициатива, 2000. 252 с.
  9. Коваленко А. А. Экфрасис в художественном тексте: проблемы изучения [Электронный ресурс]. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/pdf/d01/s41/s41_004.pdf (дата обращения: 02.03.2017).
  10. Склёмина С. М. Экфрасис в повести Н. Лескова «Запечатлённый ангел» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. № 17 (72). С. 205-207.
  11. Стахеев Д. И. Собрание сочинений: в 12-ти т. СПб.: Т-во М. О. Вольфа, 1903. Т. 9. 370 с.
  12. Уртминцева М. Г. Экфрасис: научная проблема и методика её исследования // Вестник Нижегородского университета им Н. М. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 975-977.
  13. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. 799 с.
  14. Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. 216 с.

Информация об авторах

Божкова Галина Николаевна

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Шабалина Надежда Николаевна

Средняя общеобразовательная школа № 10, Елабужский Муниципальный район

Шабалина Ирина Геннадьевна

Средняя общеобразовательная школа № 10, Елабужский Муниципальный район

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 августа 2017.

Ключевые слова

  • экфрасис
  • пластическое искусство
  • статический экфрасис
  • толковательный экфрасис
  • знаково-символический экфрасис
  • живописный экфрасис
  • повести Д. И. Стахеева
  • психологизм
  • «Из рассказов художника»
  • «У храма искусств»
  • ecphrasis
  • plastique art
  • static ecphrasis
  • interpretative ecphrasis
  • emblematic and symbolic ecphrasis
  • pictorial ecphrasis
  • D. I. Stakheev’s stories
  • psychologism
  • “The Painter’s Sketches”
  • “Near the Temple of Art”

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)