• Научная статья
  • 1 августа 2017
  • Открытый доступ

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СОЦИУМА ВО ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА

Аннотация

В статье на материале фразеологических единиц рассматривается специфика репрезентации в предметной области «Экономика» тех культурных стереотипов, которые отражают отношение носителей национального языка к сфере всего материально-экономического. Показано, что во фразеологической картине мира аккумулируются, закрепляются и актуализируются результаты лингвокогнитивного аспекта мышления человека, вербальные результаты его когнитивной деятельности, связанной в том числе и с экономикой. Делается вывод о том, что в процессах непрофессиональной коммуникации, в неформальных коммуникативных актах фразеологизмы, пословицы и поговорки «экономического» характера максимально образно передают оценку той экономической и социальной реальности, в рамках которой находятся коммуниканты.

Источники

  1. Авдышева Е. Г., Синицына Ю. Н. Фразеологизм как культурно-ментальный знак // Современная филология: теория и практика: сборник материалов конференции. М., 2014. С. 23-31.
  2. Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки. М., 1988. 431 с.
  3. Бабкин А. М. Лексикографическая разработка русской фразеологии. Л., 1964. 75 с.
  4. Буянова Л. Ю. Русский фразеологизм как концептуальная доминанта: когнитивно-аксиологический статус // Фразеологические чтения памяти профессора В. А. Лебединской. Курган, 2006. Вып. 3. С. 209-211.
  5. Буянова Л. Ю., Коваленко Е. Г. Русский фразеологизм как ментально-когнитивное средство языковой концептуализации сферы моральных качеств личности. М., 2012. 184 с.
  6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Русский язык, 1998. Т. 1. 699 с.
  7. Мокиенко В. М. Познание и культура в зеркале когнитивной и исторической фразеологии // Фразеология, познание и культура: сб. докл. 2-й Междунар. науч. конф.: в 2-х т. Белгород, 2010. Т. 1. Фразеология и познание. С. 8-20.
  8. Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С. 173-203

Информация об авторах

Тлехатук Сусанна Руслановна

Адыгейский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 августа 2017.

Ключевые слова

  • предметная область
  • язык
  • фразеологизм
  • фразеологическая картина мира
  • языковая картина мира
  • стереотип
  • бытийно-экономическое знание
  • субъект экономической деятельности
  • subject area
  • language
  • phraseologism
  • phraseological worldview
  • language worldview
  • stereotype
  • everyday economical knowledge
  • subject of economic activity

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)