• Научная статья
  • 1 декабря 2017
  • Открытый доступ

ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ ТАТАР-МИШАРЕЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ДУХИ-ХОЗЯЕВА ОСВОЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация

В работе рассматриваются представления о духах-хозяевах освоенного пространства в традиции татар-мишарей Дрожжановского района Республики Татарстан как системе мифологических персонажей и их функций. Мифологический персонаж в данном случае понимается как пучок функций, скрепленный именем. В ходе исследования выявляются номинации персонажей «хозяин дома» и «хозяин хлева», представления об их внешнем облике, месте и времени появления, функциях и действиях человека по отношению к ним. Автор приходит к выводу, что для данной локальной традиции характерной является расчлененная форма духов-хозяев освоенного пространства, отличная от общей традиции татар-мишарей, для которых свойственно представление о едином хозяине двора.

Источники

  1. Аббас Али Хассон. Семейная обрядность татар-мишарей Мордовского края в конце XIX - начале XX в.: автореф. дисс.. к.и.н. Саранск, 2007. 22 с.
  2. Акашкин М. М. Свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы (сравнительный анализ). Саранск: НИИЯЛИЭ Мордовии, 2000. 154 с.
  3. Ахмаров Г. Н. О языке и народности мишарей // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. 1903. Т. 19. Вып. 2. С. 91-160.
  4. Воробьев К. И. Материалы по культу домового и дворового у мишарей Буинского кантона Татреспублики // Труды студенческого научного кружка любителей природы. Казань, 1929. Вып. 3. С. 87-92.
  5. Воробьев К. И. Программа для собирания сведений о духах-хозяевах у казанских татар и мишарей // Труды студенческого научного кружка любителей природы. Казань, 1929. Вып. 3. С. 93-103.
  6. Давлетшина Л. Х. Программа К. Н. Воробьева для собирания сведений о духах-хозяевах у казанских татар и мишарей // Татарская фольклористика. Исследования молодых. Казань: Ихлас, 2015. Вып. 6. С. 55-65.
  7. Казаринов В. О мишарях в Чистопольском уезде Казанской губернии // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. 1885. Т. 4. С. 1-12 (приложение).
  8. Магницкий В. К. Несколько данных о мишарях и селениях их в Казанской и Симбирской губерниях // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. 1896. Т. 13. Вып. 4. С. 245-257.
  9. Малов Е. А. Сведения о мишарях: этнографический очерк // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. 1885. Т. 4. С. 13-91 (приложение).
  10. Мухамедова Р. Г. Татары-мишари: историко-этнографическое исследование. Казань: Магариф, 2008. 295 с.
  11. Татар теленең диалектологик сүзлеге / төз. Ф. С. Баязитова, Д. Б. Рамазанова, З. Р. Садыйкова, Т. Х. Хәйретдинова. Казан: Тат. кит. нәшр., 1993. 464 б.
  12. Татары Среднего Поволжья и Приуралья / отв. ред. Н. И. Воробьев, Г. М. Хисамутдинов. М.: Наука, 1967. 539 с.

Информация об авторах

Давлетшина Лейла Хасановна

Республиканский центр развития традиционной культуры

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 декабря 2017.

Ключевые слова

  • демонология
  • персонаж
  • функция
  • имя
  • духи-хозяева
  • demonology
  • character
  • function
  • name
  • spirits-hosts

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)