• Научная статья
  • 1 февраля 2018
  • Открытый доступ

ПЕРСУАЗИВНОСТЬ: СПЕЦИФИКА ФЕНОМЕНА В НЕКОТОРЫХ ТИПАХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА

Аннотация

В статье рассматриваются средства персуазивности на материале туристического и академического дискурсов. На примере жанра туристического каталога выделены такие способы передачи персуазивности, как тропы, фигуры речи, средства диалогизации дискурса. Отмечается, что эффект персуазивности достигается посредством креолизации текста, т.е. взаимодействия визуальной и лингвистической составляющих. На примере жанра аннотации, представленной в монографии, обозначены экспликативные и импликативные персуазивные средства. Сделан вывод о том, что, несмотря на схожесть целей (информировать и убеждать), которые могут реализоваться в различных институциональных видах дискурса, специфика персуазивных средств определяется требованиями жанра и ожиданиями адресата, предъявляемыми к этому жанру.

Источники

  1. Алефиренко Н. Ф. Когнитивно-прагматические истоки фраземосемиозиса [Электронный ресурс]. URL: http://www.flinta. ru/book.php?id=1582 (дата обращения: 11.12.2017).
  2. АТОР назвала самые популярные курорты у россиян летом 2017 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti. ru/business/news/2017/07/31/727161-ator (дата обращения: 16.11.2017).
  3. Афанасьев А. С. Гендерная картина мира в женской рок-поэзии [Электронный ресурс]. URL: http://www.flinta.ru/ book.php?id=1556 (дата обращения: 11.12.2017).
  4. Богданович Г. Ю. Русский язык в аспекте проблем лингвокультурологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.flinta.ru/ book.php?id=1557 (дата обращения: 11.12.2017).
  5. Валеева Н. Г. Жанрово-стилистическая характеристика научных текстов [Электронный ресурс]. URL: https://www.trpub.ru/ articles/harakteristika/ (дата обращения: 11.12.2017).
  6. Володина Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [Электронный ресурс]. URL: http://www.flinta.ru/book.php?id=1510 (дата обращения: 11.12.2017).
  7. Голоднов А. В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы): автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2003. 24 с.
  8. ГОСТ 7.60-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200034382 (дата обращения: 18.11.2017).
  9. Дербишева З. К. Язык и этнос [Электронный ресурс]. URL: http://www.flinta.ru/book.php?id=1483 (дата обращения: 11.12.2017).
  10. Ивин А. А. Аргументация в процессах коммуникации. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. 555 с.
  11. Иссерс О. С. Речевое воздействие. М.: Флинта; Наука, 2009. 224 с.
  12. Каталог Кипрской туристической организации. М.: Cassoulides Masterprinters, 2013. 116 с.
  13. Каталог туроператора «Музенидис групп». М.: Mouzenidis-travel, 2016. 206 с.
  14. Каталог туроператора «ТБГ». М.: Изд-во «ТБГ», 2010. 176 с.
  15. Лунькова Л. Н. Tекст: интеллектуальное дежа-вю [Электронный ресурс]. URL: http://www.flinta.ru/book.php?id=1544 (дата обращения: 11.12.2017).
  16. Национальный туристический рейтинг 2016 [Электронный ресурс] // Отдых в России. URL: http://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting (дата обращения: 16.11.2017).
  17. Некоторые правила издания и написания монографий [Электронный ресурс]. URL: http://izd-mn.com/pravila-napisaniya-i-izdaniya-monografiy.html (дата обращения: 03.12.2017).
  18. Погодаева С. А. Языковые средства аргументации во французском туристическом дискурсе: дисс. … к. филол. н. Иркутск, 2008. 234 с.
  19. Правила написания аннотации [Электронный ресурс]. URL: http://векторнауки.рф/2014-03-23-12-41-07/168-2014-06-30-19-25-28 (дата обращения: 11.12.2017).
  20. Слезко Ю. В. Феноменологическое пространство туристического дискурса // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 15. С. 155-162.
  21. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. 328 с.
  22. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М.: Директ-Медиа, 2014. 185 с.
  23. Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста. М.: URSS, 2007. 128 c.
  24. Чернявская В. Е. Научный дискурс. Выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема. М.: URSS, 2017. 144 c.
  25. Gass R. H., Seiter J. S. Persuasion: Social Influence and Compliance Gaining. N. Y.: Routledge, 2015. 400 p.
  26. Manca E. Persuasion in Tourism Discourse: Methodologies and Models. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2016. 196 p.
  27. Stoian C. E. The Discourse of Tourism and National Heritage: A Contrastive Study from a Cultural Perspective. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2015. 405 р.

Информация об авторах

Хутыз Ирина Павловна

Кубанский государственный университет, г

Колчевская Валерия Алексеевна

Кубанский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 февраля 2018.

Ключевые слова

  • персуазивность
  • речевое воздействие
  • туристический дискурс
  • академический дискурс
  • жанр каталога
  • жанр авторской аннотации
  • persuasion
  • speech impact
  • tourism discourse
  • academic discourse
  • genre of catalogue
  • genre of author’s abstract

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)