• Научная статья
  • 1 апреля 2018
  • Открытый доступ

ОБРАЗ МАЯТНИКА В ПОЭЗИИ Н. С. ГУМИЛЕВА

Аннотация

В статье рассматривается философско-художественная рецепция образа маятника в творчестве Н. С. Гумилева. В связи с этим исследуются поэтические и теоретические произведения автора, посвященные проблеме времени. Выявляются тесные переклички поэзии Гумилева с философией А. Бергсона. Впервые определяется значение образа маятника в моделировании поэтического мира Н. С. Гумилева и осмыслении поэтом проблемы человека как Homo faber. Подробно анализируется научное, философское и художественное происхождение образа маятника, семантическая эволюция этого образа в мифопоэтической трактовке человека. Делается вывод о том, что отклонения маятника стали причиной эволюционного начала в человеке, но одновременно - грозным предупреждением о конечности человека.

Источники

  1. Ахматова А. А. Сочинения: в 2-х т. М.: Правда, 1990. Т. 1. 448 с.
  2. Бергсон А. Два источника морали и религии / пер. с фр.; прим. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1994. 382 с.
  3. Бергсон А. Творческая эволюция / пер. с фр. В. А. Флеровой. М. - СПб.: Русская мысль, 1914. 332 с.
  4. Гумилев Н. С. Наследие символизма и акмеизм // Аполлон. 1913. № 1. С. 42-45.
  5. Гумилев Н. С. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1988. 632 с.
  6. Захариева И. Лейтмотивная закодированность поэзии Н. Гумилева (сб. «Романтические цветы») // Русские поэты ХХ века: феноменальные эстетические структуры. София, 2007. С. 60-69.
  7. Кихней Л. Г. Акмеизм. Миропонимание и поэтика. М.: МАКС Пресс, 2001. 184 с.
  8. Кихней Л. Г., Меркель Е. В. Осип Мандельштам: философия слова и поэтическая семантика: монография. М.: Флинта; Наука, 2013. 200 с.
  9. Котелевская В. В. Этос праздности в романе модернизма и постмодернизма // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2012. № 1. С. 46-57.
  10. Леви-Стросс К. Структурная антропология / пер. с фр. В. В. Иванова. М.: АСТ-Астрель, 2011. 541 с.
  11. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути (М. Пруст «В поисках утраченного времени»): лекции. Изд-е 2-е, доп. и испр. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2014. 1231 с.
  12. Мандельштам О. Э. Полное собрание стихотворений и писем: в 3-х т. / сост., подг. текста и ком. А. Г. Меца. Изд-е 2-е, испр. и доп. СПб.: Гиперион, 2017. Т. 1. Стихи. 712 с.
  13. Матич О. Эротическая утопия: новое религиозное сознание и fin de siecle в России / пер. с англ. Е. Островской. М.: НЛО, 2008. 400 с.
  14. Ницше Ф. Происхождение трагедии, или Эллинизм и пессимизм / пер. с нем. Ю. М. Антоновского // Ницше Ф. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Клюкин, 1903. Т. 8. С. 3-177.
  15. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / пер. с нем. Д. Борзаковского // Ницше Ф. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Клюкин, 1900. Т. 1. 360 с.
  16. Пригожин И. Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / пер. с англ. Ю. А. Данилова; общ. ред. и послесл. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
  17. Русинко Э. Гумилев в Лондоне: неизвестное интервью // Николай Гумилев. Исследования. Материалы. Библиография. М.: Наука, 1994. С. 299-312.
  18. Фрейд З. Из истории одного инфантильного невроза // Фрейд З. Психоанализ детских страхов / пер. с нем. А. М. Боковитова. СПб.: Азбука; Азбука - Аттикус, 2016. 288 с.
  19. Хакен Г. Тайны природы. Синергика: учение о взаимодействии / пер. с нем. А. Р. Логунова. М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. 320 с.
  20. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов / пер. с нем. Киев - М.: Совершенство, 1997. 351 с.

Информация об авторах

Сафиулина Рано Мирзахановна

Московский промышленно-финансовый университет «Синергия»

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 февраля 2018.
  • Опубликована: 1 апреля 2018.

Ключевые слова

  • Н. С. Гумилев
  • А. Бергсон
  • маятник
  • метаобраз
  • жизнетворчество
  • Homo faber
  • N. S. Gumilyov
  • H. Bergson
  • pendulum
  • meta-image
  • life and creative work

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)