• Научная статья
  • 1 апреля 2018
  • Открытый доступ

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ РАДИООБМЕНА БУДУЩИХ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности обучения будущих авиадиспетчеров, обусловленные ролью и спецификой английского языка в их профессиональной деятельности, а также ее психофизиологическими особенностями. Автор предлагает строить обучение языку радиообмена на основе подлинно аутентичных аудиозаписей радиообмена с учетом специализации авиадиспетчеров и соблюдением принципов ситуативности, нормативности и частотности отбираемого учебного материала. Обосновывается значимость упражнений, моделирующих специфические особенности реальной коммуникации «пилот - диспетчер» в условиях билингвизма и смены языкового кода.

Источники

  1. Адрианова В. Е. О процессе принятия решения авиадиспетчером // Проблемы инженерной психологии. 1979. Вып. II. Психологические и психофизиологические характеристики деятельности оператора. С. 10-12.
  2. Акимова О. В., Солнышкина М. И. Типология дискурса в профессиональной коммуникации // Актуальные проблемы теории коммуникации: сборник научных трудов. СПб.: СПбГПУ, 2004. C. 253-270.
  3. Атрощенко В. А., Давиденко Д. Н., Холодовский А. Н. Об особенностях психофизиологических функций диспетчеров УВД при воздействии физических нагрузок различной интенсивности // Методы синтеза рациональных процессов в системе УВД. Л.: ОЛАГА, 1982. С. 85-90.
  4. Баграмова Н. В. Языковое образование современного специалиста // Проблемы современной филологии и лингводидактики: сборник научных трудов Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. Вып. 3. С. 119-125.
  5. Багрецова Н. В. Формирование иноязычной лингвокультурной компетентности у студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело» в профессионально ориентированном обучении английскому языку: автореф. дисс.. к. пед. н. СПб., 2017. 24 с.
  6. Батурина Ю. В. Формирование аргументативных стратегий у магистрантов-психологов с использованием сетевых компьютерных технологий (на материале английского языка): автореф. дисс.. к. пед. н. СПб., 2015. 23 с.
  7. Бондарева Л. В. Обучение курсантов авиационных вузов пониманию на слух радиотелефонной фразеологии: автореф. дисс.. к. пед. н. Пятигорск, 2007. 17 с.
  8. Воронянская Е. Л., Кузнецова О. М. Фразеология радиообмена на английском языке при выполнении международных полетов: учебное пособие. Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2010. 202 с.
  9. Грязнова М. А. Совершенствование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции медицинских работников в контексте непрерывного образования (на материале английского языка): автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2012. 24 с.
  10. Дарымов Ю. П., Жидовинов А. Ф., Крыжановский Г. А. Диспетчер УВД: автоматизация речевого взаимодействия / под ред. Г. А. Крыжановского. М.: Транспорт, 1985. 182 с.
  11. Денисов В. Г., Онищенко В. Ф., Скрипец А. В. Авиационная инженерная психология. М.: Машиностроение, 1983. 232 с.
  12. Документ 9835. Руководство по внедрению требований ИКАО к владению языком. Монреаль: Изд-во ИКАО, 2010. 177 с.
  13. Игнатович Е. В. К вопросу о профессиональной и иноязычной коммуникативной компетентности в авиации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2011. № 3. С. 82-87.
  14. Казимирчак В. В. Психологическая структура деятельности авиадиспетчера // Проблемы инженерной психологии. 1979. Вып. II. Психологические и психофизиологические характеристики деятельности оператора. С. 48-49.
  15. Ключников Ю. И., Мельниченко С. А. Обслуживание воздушного движения на английском языке: учебное пособие для персонала ОВД. СПб.: Академия ГА, 2002. 176 с.
  16. Ковтун Е. В. Радиообмен в профессионально-речевой деятельности авиационных операторов // Молодые ученые в инновационном поиске: материалы международной научной конференции (29 мая 2013 г.). Минск: МГЛУ, 2014. С. 218-224.
  17. Носонович Е. В., Мильруд Р. П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе. 1999. № 1. С. 18-23.
  18. Прохожай И. Н. Когнитивно-прагматические и психолингвистические особенности дискурса радиообмена при выполнении международных полетов: автореф. дисс. … к. филол. н. Саратов, 2011. 24 с.
  19. Саватеева А. А. Экипаж - диспетчер - экипаж: разговор на земле и в воздухе: пособие по подготовке летного и диспетчерского персонала к ведению радиотелефонного обмена на английском языке по стандартам ИКАО: в 2-х кн. СПб.: СПбГУ ГА, 2007. Кн. I. Вводный курс (корректировка фонетики и грамматики). 204 с.; Кн. II. Радиотелефонный обмен. 358 с.
  20. Снытникова Н. И. Комплексная обучающая модель формирования коммуникативной компетенции в условиях неязыковых факультетов университетов (на примере обучения студентов-экологов): автореф. дисc. … к. пед. н. СПб., 2007. 24 с.
  21. Тимченко С. В. Радіообмін англійською мовою в режимі спілкування «авіадиспетчер - пілот» як різновид інтрапрофесійної комунікації // Вісник Житомирського державного університету. 2015. Вип. 1 (79). С. 240-243.
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» [Электронный ресурс]: Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2011 г. № 83. URL: http://fgosvo. ru/fgosvpo/9/6/3/68 (дата обращения: 06.02.2018).
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования уровня бакалавриата по направлению подготовки 161000 «Аэронавигация» [Электронный ресурс]: Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 г. № 793. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/ 7/6/1/16 (дата обращения: 06.02.2018).
  24. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования уровня магистратуры по направлению подготовки 161000 «Аэронавигация» [Электронный ресурс]: Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.02.2010 г. № 126. URL: http://fgosvo.ru/ fgosvpo/8/6/2/43 (дата обращения: 06.02.2018).
  25. Шлямова А. А. Методика интегративно-контекстной языковой подготовки курсантов авиационного вуза // Научный вестник Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (института). 2013. № 5. С. 73-76.
  26. Robertson F. A. Airspeak. Harlow: Pearson-Longman, 2008. 223 p.

Информация об авторах

Симантьева Ксения Леонидовна

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 января 2018.
  • Опубликована: 1 апреля 2018.

Ключевые слова

  • методика обучения
  • обучение авиадиспетчеров
  • фразеология радиообмена
  • язык радиообмена
  • содержание обучения
  • методы обучения
  • упражнения
  • teaching methodology
  • training of air traffic controllers
  • phraseology of radio exchange
  • language of radio exchange
  • teaching content
  • teaching methods
  • exercises

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)