• Научная статья
  • 1 мая 2018
  • Открытый доступ

КОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

На основе системного подхода авторы выявляют когнитивный системообразующий механизм формирования образа преподавателя в языковом сознании студентов России и Франции. Вводится понятие профессионального кода, рассматриваемого как разновидность кодов культуры, связанных с профессиональной деятельностью преподавателя. При помощи контент-анализа ассоциативных реакций выделяются и рассматриваются компоненты исследуемого образа. Анализ данных эксперимента показал определенные расхождения в структуре этнокультурного компонента когнитивного механизма формирования образа преподавателя.

Источники

  1. Дейк Т. А., ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 310 с.
  2. Костюшкина Г. М. Роль системообразующего механизма в системных исследованиях языка и речи // Научное мнение. 2012. № 9. С. 68-74.
  3. Костюшкина Г. М., Колмогорова А. В. Когнитивный механизм речевой коммуникации // Концептуальная систематика речевой коммуникации: колл. монография / науч. ред. Г. М. Костюшкина. Иркутск: ИГЛУ, 2014. С. 9-54.
  4. Костюшкина Г. М. [и др.] Концептуализация и категоризация в языке: коллективная монография / науч. ред. Г. М. Костюшкина. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2006. 580 с.
  5. Кравченко А. В. Знак, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка. Иркутск: Издание ОГУП «Иркутская областная типография № 1», 2001. 260 с.
  6. Кубрякова Е. С. [и др.] Краткий словарь когнитивных терминов. М.: МГУ, 1997. 245 с.
  7. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. 2-е изд. М.: Смысл; СПб.: Лань, 2002. 287 с.
  8. Мельников Г. П. Системный подход в лингвистике // Системные исследования. Ежегодник 1972. М.: Наука, 1973. С. 183-204.
  9. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
  10. Стернин И. А. Коммуникативное и когнитивное сознание [Электронный ресурс]. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/ sternin-02a.htm (дата обращения: 10.01.2018).
  11. Яссман В. П. Образ мира личности: этническая картина мира. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. 104 с.
  12. Bruner J..car la culture donne forme à l'esprit: de la revolution cognitive à la psychologie culturelle. P.: Eshel, 1990. 172 p.
  13. Boone A., Joly A. Dictionnaire terminologique de la systématique du langage. P.: L’Harmattan, 2004. 470 р.
  14. Desclés J.-P. Langues, Langage et Cognition: quelques réflexions préliminaires // Langage, cognition et textes. P.: Editions d’Artrey, 1996. Vol. 1. P. 3-46.
  15. Kramsch C. Language and Culture. Oxford: Oxford University Press, 1998. 124 p.
  16. Wierzbicka A. Semantics, Culture, and Cognition: Universal Human Concepts in Culture-Specific Configurations. Oxford: Oxford University Press, 1992. 487 р.

Информация об авторах

Костюшкина Галина Максимовна

Байкальский государственный университет

Павленок Дарья Валерьевна

Байкальский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 марта 2018.
  • Опубликована: 1 мая 2018.

Ключевые слова

  • языковое сознание
  • системный подход
  • когнитивный механизм
  • свободный ассоциативный эксперимент
  • преподаватель
  • linguistic consciousness
  • systemic approach
  • cognitive mechanism
  • free associative experiment
  • teacher

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)