• Научная статья
  • 1 июня 2018
  • Открытый доступ

РИТМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ В «СЛУГАХ СТАРОГО ВЕКА» И. А. ГОНЧАРОВА

Аннотация

Цель статьи заключается в исследовании некоторых ритмообразующих принципов в «Слугах старого века» И. А. Гончарова в контексте творчества писателя. Автор выявляет приемы, характерные для «ритмической прозы» и «орнаментальной прозы». Наиболее частотными факторами ритмообразования являются перечисления однородных членов предложения, сопровождаемые звуковыми повторами, и синтаксические конструкции, соотносящиеся друг с другом по принципу антитезы. В этом произведении просматривается определенная тенденция: Гончаров создает при помощи «ритмической прозы» не только четко выстроенную структуру произведения, но и весьма активно использует приемы, характерные для «орнаментальной прозы», художественно украшенной, эстетически изящной прозы.

Источники

  1. Багаутдинова Г. Г. Ритмообразующие факторы в повести И. А. Гончарова «Лихая болесть» // Материалы V Международной науч. конф., посвященной 200-летию со дня рождения И. А. Гончарова: сб. статей русских и зарубежных авторов. Ульяновск, 2012. С. 74-81.
  2. Багаутдинова Г. Г. Факторы ритмической прозы в очерке И. А. Гончарова «Пепиньерка» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 3 (57). Ч. 2. С. 12-14.
  3. Багаутдинова Г. Г. Факторы ритмической прозы в повести И. А. Гончарова «Счастливая ошибка» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 2 (68). Ч. 2. С. 10-12.
  4. Багаутдинова Г. Г., Радыгин И. С. Ритм художественной прозы в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 87-90.
  5. Гаспаров М. Л. Ритм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. Стлб. 875.
  6. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М.: Советский писатель, 1982. 366 c.
  7. Гончаров И. А. Собрание сочинений: в 8-ми т. М.: Худож. лит-ра, 1980. Т. 7. 462 с.
  8. Гузь Н. А. Ритмическая организация в романах И. А. Гончарова // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4. С. 3-6.
  9. Жирмунский В. М. Теория стиха. М.: Советский писатель, 1975. 664 с.
  10. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. 376 с.
  11. Кожевникова Н. А. Из наблюдений над неклассической («орнаментальной») прозой // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. 1976. Т. 35. № 1. С. 55-66.
  12. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 360 с.
  13. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М.: Изд-во РГГУ, 2002. 200 с.
  14. Пырков И. В. Ритмическая организация романа И. А. Гончарова «Обломов»: дисс. … к. филол. н. Саратов, 2006. 149 с.
  15. Пырков И. В. Ритмический аспект мотива прощания в романе И. А. Гончарова «Обломов» и в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»: опыт нового прочтения // Litera. 2017. № 2. С. 20-35.
  16. Фортунатов Н. М. Ритм художественной прозы // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 173-186.

Информация об авторах

Багаутдинова Гульзада Гадульяновна

Марийский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 марта 2018.
  • Опубликована: 1 июня 2018.

Ключевые слова

  • Гончаров
  • ритмическая проза
  • орнаментальная проза
  • риторические фигуры
  • ритмообразующие принципы
  • Goncharov
  • rhythmic prose
  • ornamental prose
  • rhetorical figures
  • rhythm-forming principles

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)