• Научная статья
  • 1 июня 2018
  • Открытый доступ

«ЗАЧЕМ?» И «ПОЧЕМУ?»: ТЕМА МОЛИТВЫ В ПОЭЗИИ СИМВОЛИЗМА (К. Д. БАЛЬМОНТ И А. И. ТОКАЕВ)

Аннотация

В статье рассматриваются два стихотворения: «Зачем?» крупнейшего представителя «старших символистов» К. Д. Бальмонта и «Цæмæн?» («Зачем?») осетинского поэта-символиста начала ХХ века А. И. Токаева. Центральная тема обоих текстов - молитва, обращение к Богу. Произведение Токаева написано под непосредственным влиянием стихотворения Бальмонта, но трактовка темы у поэтов различна. В результате анализа выявлены особенности в образах лирических героев (разочарованный декадент у Бальмонта и страдалец с сердцем-ангелом у Токаева) и в раскрытии темы молитвы с точки зрения духа времени: рубеж XIX - начало XX века у Бальмонта и революционные годы начала ХХ века у Токаева. Автор впервые в русском и осетинском литературоведении обращается к сравнительному анализу выбранных стихотворений.

Источники

  1. Афанасьева Э. М. «Молитва» в русской лирике XIX века // Русская стихотворная «молитва» XIX века: антология / сост. Э. М. Афанасьева. Томск: СТТ, 2000. С. 7-58.
  2. Бальмонт К. Д. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Книжный Клуб «Книговек», 2010. Т. 1. 504 с.
  3. Бандурина Н. С. Имажинизм в контексте европейских и отечественных авангардистских течений начала ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 1 (12). С. 16-22.
  4. Бердникова Т. В. Диалогизм жанра молитвы в структуре лирического стихотворения // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Наука, 2009. Вып. 6. С. 381-388.
  5. Брюсов В. Я. В гостях у Верхарна. Из записной книжки // Брюсов В. Я. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2002. С. 250-258.
  6. Кафка Ф. Афоризмы. Размышления об истинном пути // Кафка Ф. Собрание сочинений: в 3-х т. / пер. с нем. С. Апта. М. - Харьков: Художественная литература; Фолио, 1994. Т. 3. С. 7-19.
  7. Колобаева Л. Н. Символ в понимании символистов // Колобаева Л. Н. Русский символизм. М.: Изд-во Московского университета, 2017. С. 11-33.
  8. Максимов В. Французский символизм - вступление в двадцатый век // Французский символизм. Драматургия и театр. СПб.: Гиперион; Гуманитарная академия, 2000. С. 5-52.
  9. Перевалова О. А. Теория жанра молитвы в современном литературоведении // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. ст. по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых. Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2013. С. 300-308.
  10. Стрельникова А. Б. Символистская поэзия Франции и творчество М. Метерлинка как предмет интереса Ф. Сологуба // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 6 (24). Ч. 2. C. 185-188.
  11. Токаты А. Уацмыстæ. Орджоникидзе: Ир, 1973. 308 ф.
  12. Тресиддер Дж. Сердце // Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 330-331.
  13. Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 214 с.

Информация об авторах

Хетагурова Дзерасса Казбековна

Научно-исследовательский отдел «Центр скифо-аланских исследований» Владикавказского научного центра Российской академии наук

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 апреля 2018.
  • Опубликована: 1 июня 2018.

Ключевые слова

  • символизм
  • декадентство
  • стихотворная молитва
  • лирика
  • трагизм мира
  • одиночество
  • избранничество
  • литературный герой
  • К. Д. Бальмонт
  • А. И. Токаев
  • symbolism
  • decadence
  • poetic prayer
  • lyrics
  • tragedy of the world
  • loneliness
  • “chosen people” conception
  • literary personage
  • K. D. Balmont
  • A. I. Tokaev

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)