• Научная статья
  • 1 июля 2018
  • Открытый доступ

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ОТРАЖЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ В БАЛКАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА А. ТЕППЕЕВА И Б. ГУРТУЕВА)

Аннотация

Статья посвящена актуальной в литературоведении проблеме взаимодействия устного народного творчества с письменной словесностью. Введенные в художественную структуру произведений классиков балкарской литературы Алима Теппеева и Берта Гуртуева устно-поэтические мотивы (в частности, мотивы черно-бурой лисы, чудесной бусины), фольклорные тексты (историко-героическая песня «Песня Мисирбия», песня-плач «Большой Хож») рассматриваются как средство отражения этнопсихологии героя, определения специфики его мировосприятия в контексте воссоздаваемых исторических реалий. Обращение к ресурсам устной словесности определяется как один из эффективных способов передачи психоэмоционального состояния действующих лиц в повествовании. Результаты исследования утверждают конструктивную роль фольклорного наследия в решении художественной проблемы формирования этнопсихологии в литературе.

Источники

  1. Бирюкова О. И. Фольклор и литература как единая метасистема в формировании финно-угорских литератур Среднего Поволжья // Актуальные проблемы современной фольклористики: материалы международной научно-практической конференции (г. Казань, 29 июня 2009 г.). Казань: Алма-лит, 2009. С. 75-76.
  2. Гуртуев Б. Новый талисман. Нальчик: Эльбрус, 1975. 448 с.
  3. Джуртубаев М. Ч. Мифология и эпос карачаево-балкарского народа. Нальчик: Эльбрус, 2011. 484 с.
  4. Кусаева З. К. Мотив чудесной бусины (ЦЫКУРАЙЫ ФÆРДЫГ) в фольклоре и этнической культуре осетин [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 8 (103). С. 165-172. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/103/165-172.pdf (дата обращения: 22.09.2016).
  5. Ольмезов М. Гошаях бийче (Княгиня Гошаях): трагедии. Нальчик: Эльбрус, 2003. 327 с.
  6. Солтан-Герий // Къарачай-малкъар фольклор (Карачаево-балкарский фольклор). Нальчик: Эль-Фа, 1996. С. 162-168.
  7. Теппеев А. Коммунист: пьеса // Шуёхлукъ (Дружба). 1978. № 3. С. 8-100.
  8. Теппеев А. Кюн батмайды (Солнце не заходит). Нальчик: Эльбрус, 1971. 219 б.
  9. Теппеев А. Тяжелые жернова. М.: Советская Россия, 1985. 384 с.
  10. Толгуров З. Эрирей. Нальчик: Эльбрус, 1972. 208 б.
  11. Тугов В. Человек, преобразующий мир // Бекизова Л. А., Караева А. И., Тугов В. Б. Жизнь. Герой. Литература: о прозе писателей Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1978. С. 69-132.
  12. Уллу Хож (Большой Хож) // Къарачай-малкъар фольклор (Карачаево-балкарский фольклор). Нальчик: Эль-Фа, 1996. С. 247-249.
  13. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Нальчик: Эльбрус, 1972. 176 с.
  14. Холаев А. З. Карачаево-балкарский нартский эпос. Нальчик: Эльбрус, 1974. 143 с.
  15. Хочуев С. Бу эки къабыр кимнидиле? (Чьи эти две могилы?) // Хочуев С. Жаннган отну ичинде (В полыхающем огне): рассказы, статьи. Нальчик: Эльбрус, 2009. С. 111-133.

Информация об авторах

Сарбашева Алена Мустафаевна

Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 марта 2018.
  • Опубликована: 1 июля 2018.

Ключевые слова

  • фольклор
  • национальная литература
  • жанр
  • мотив
  • символ
  • этнопсихология
  • А. Теппеев
  • Б. Гуртуев
  • folklore
  • national literature
  • genre
  • motive
  • symbol
  • ethnopsychology
  • A. Teppeev
  • B. Gurtuev

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)