• Научная статья
  • 1 августа 2018
  • Открытый доступ

ВЛИЯНИЕ СТАРШИХ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНУКОВ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ-ХХI ВЕКОВ

Аннотация

В статье рассматривается влияние старших родителей на формирование внуков в детской литературе ХХ-ХХI веков. Исследование основано на методологических принципах междисциплинарности и системности, представленных в современном социогуманитарном знании. Сравнительно-сопоставительная методология позволяет рассмотреть особенности и закономерности образной структуры художественного произведения. С опорой на историко-культурный, социокультурный, типологический подходы, представляется возможным констатировать типологическую общность художественного образа «старших родителей». Доказано, что в художественных текстах мировой литературы доминантными становятся образы «активных» бабушек и дедушек, в создании которых используются зоологические, флористические портреты-сравнения. Материалом исследования послужили произведения русской и зарубежной детской литературы. Образы прародителей в детской литературе приобретают новую внутрисемейную значимость, оказывают бытовую, психологическую помощь, а также сохраняют и передают семейные традиции внукам.

Источники

  1. Абгарян Н. Ю. Манюня. М.: АСТ; Астрель, 2010. 161 с.
  2. Аромштам М. С. Когда отдыхают ангелы. М.: КомпасГид, 2010. 208 с.
  3. Востоков С. В. Фрося Коровина. М.: Клевер Медиа Групп, 2014. 112 с.
  4. Каргаполова Т. М. Бабушки, дедушки, родители и дети [Электронный ресурс]. URL: http://kladraz.ru/blogs/tatjana-mihailovna-kargapolova/statja-babushki-dedushki-roditeli-i-deti.html (дата обращения: 11.12.2017).
  5. Корчак Я. Как любить ребенка // Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991. С. 19-52.
  6. Краснова О. В. Роль бабушки: сравнительный анализ // Психология зрелости и старения. 2000. № 2 (10). С. 89-114.
  7. Кузнецова Ю. Дом П. М.: Издательский дом «КомпасГид», 2014. 120 с.
  8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.
  9. Курамшев А. В., Кутявина Е. Е., Судьин С. А. Бабушка в системе внутрисемейных отношений: социологический анализ // Женщина в российском обществе. 2017. № 3 (84). С. 70-79.
  10. Лобе М. Бабушка на яблоне. М.: Махаон, 2014. 47 с.
  11. Нанетти А. Мой дедушка был вишней. М.: Самокат, 2016. 160 с.
  12. Парр М. Вафельное сердце. М.: Самокат, 2010. 208 с.
  13. Сабитова Д. Три твоих имени. М.: Розовый жираф, 2012. 192 с.
  14. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. 420 с.
  15. Юнг К. Г. Человек и его символы. Образы животных [Электронный ресурс]. URL: http://www.yourdreams.ru/biblio/ pages/carl-gustav-jung-mhs-58.php (дата обращения: 22.10.2017).

Информация об авторах

Шастина Елена Михайловна

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Шатунова Ольга Васильевна

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Гизетдинова Диана Фаязовна

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 апреля 2018.
  • Опубликована: 1 августа 2018.

Ключевые слова

  • старшие родители
  • детская литература
  • М. Горький
  • В. Астафьев
  • М. Лобе
  • Н. Абгарян
  • А. Нанетти
  • С. Востоков
  • М. Парр
  • older parents
  • children’s literature
  • M. Gorky
  • V. Astafyev
  • M. Lobe
  • N. Abgaryan
  • A. Nanetti
  • S. Vostokov
  • M. Parr

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)