• Научная статья
  • 1 августа 2018
  • Открытый доступ

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВЫРАЖЕНИЯ НЕСОГЛАСИЯ В УСТНОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ КОРПУСА MICASE)

Аннотация

Статья посвящена анализу специфики выражения несогласия с точки зрения гендерного аспекта на приме-ре текстов Мичиганского корпуса академического разговорного английского языка (MICASE). Автор рас-сматривает коммуникативную ситуацию, в которой преподаватель исправляет сделанную учащимся ошибку или не соглашается с его мнением. Описаны основные способы эксплицирования несогласия и праг-матические языковые средства смягчения категоричности высказывания в английском научном дискурсе. Выявлены несущественные различия по гендерному признаку, что подтверждает необходимость дальней-шей верификации стереотипов женского и мужского речевого поведения.

Источники

  1. Ачкасов А. В. Категория «жанровой ошибки» в переводе // Перевод и сопоставительная лингвистика. 2015. № 11. С. 21-25.
  2. Викторова Е. Ю. Дискурсивы, специфические для устной научной речи (на материале лекций) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 4 (36). С. 55-65.
  3. Кирилина А. В., Томская М. В. Лингвистические гендерные исследования // Отечественные записки. 2005. № 2 (23). С. 112-132.
  4. Колокольцева Т. Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 2001. 260 с.
  5. Argamon S., Koppel M., Fine J., Shimoni A. R. Gender, Genre, and Writing Style in Formal Written Texts // Text. 2003. Vol. 23. № 3. P. 321-346.
  6. Brown P., Levinson S. C. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 358 p.
  7. Chavez M. Gender in the Language Classroom. Boston: McGraw-Hill Education, 2000. 264 p.
  8. Holmes J., Stubbe M. Power and Politeness in the Workplace: а Sociolinguistic Analysis of Talk at Work. L.: Routledge, 2015. 216 p.
  9. Jones M. G., Wheatley J. Gender differences in teacher-student interactions in science classroom // Journal of Research in Science Teaching. 1990. Vol. 27. P. 861-874.
  10. Michigan Corpus of Academic Spoken English (MICASE) [Электронный ресурс]. URL: https://quod.lib.umich.edu/ cgi/c/corpus/corpus?page=home;c=micase;cc=micase (дата обращения: 01.02.2018).
  11. Nelson Laird T. F., Garver A. K., Niskodé-Dossett A. S. Gender gaps in collegiate teaching style: Variations by course characteristics // Research in Higher Education. 2011. Vol. 52. Iss. 3. P. 261-277.
  12. Römer U. Academic discourse, gender, and politeness [Электронный ресурс]. URL: http://www.nord.helsinki.fi/ clpg/CLPG/Ute%20Romer.pdf (дата обращения: 26.02.2018).
  13. Savicki V., Kelley M., Lingenfelter D. Gender, group composition and task type in small task groups using computer mediated communication // Computers in Human Behavior. Quebec, 1996. Vol. 2. P. 549-565.
  14. Thimm C., Koch S. C., Schey S. Communicating gendered professional identity: Competence, cooperation, and conflict in the workplace // The Handbook of Language and Gender. Boston: Blackwell, 2003. P. 528-549.

Информация об авторах

Хроменко Яна Владимировна

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 мая 2018.
  • Опубликована: 1 августа 2018.

Ключевые слова

  • академический дискурс
  • выражение несогласия
  • гендер
  • корпусная лингвистика
  • лингвистический корпус
  • Мичиганский корпус академического разговорного английского языка
  • academic discourse
  • expressing disagreement
  • gender
  • corpus linguistics
  • linguistic corpus
  • Michigan Corpus of Academic Spoken English

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)