СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ФОНОФЕРЕНТОВ В ОБЛАСТИ КОНСОНАНТИЗМА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ РЕЧИ МОНГОЛОВ)
Аннотация
Данная статья имеет целью описание фонологического проекта для практического применения сопоставительной билингвальной модели «монгольский язык - русский язык». В работе рассматривается интерференция парадигматического уровня, выражающаяся в недодифференцированности аллофонов в русской речи монголов (РРМ). Предлагается новая модель анализа интерферентных особенностей, возникающих в РРМ, включающая в себя фонологические сети, фонологический кластер фонем, взаимодействие аллофонов, конвергентно-дивергентное аллофонное преобразование фонем. Описываемая модель может быть использована при построении вводно-фонетического курса РКИ на начальном этапе обучения, а также корректировочного курса на среднем и продвинутом этапах обучения. Кроме этого, с помощью данной модели обучаемый может совершенствовать произносительные навыки самостоятельно.
Источники
- Будник Е. А. Фонетическая интерференция и иностранный акцент при обучении русскому произношению // Lingua mobilis. 2012. № 3 (36). С. 171-179.
- Галсан С. Сопоставительная грамматика русского и монгольского языков. Улан-Батор: Госиздат., 1975. Ч. 1. 233 с.
- Кащаева С. С. Просодия слова в русской речи монголов: автореф. дисс.. к. филол. н. Л., 1988. 17 с.
- Лебедева Ю. Г. Особенности обучения монголов русскому произношению на продвинутом этапе // Русский язык за рубежом. 1980. № 6. С. 66-71.
- Любимова Н. А. Фонетический аспект общения на неродном языке. Л.: Изд-во ЛТУ, 1988. 193 с.
- Моомоо С. Система фонем современного монгольского языка: экспериментальное исследование: автореф. дисс. … к. филол. н. Л., 1970. 25 с.
- Никитина Т. Г. Сопоставительные материалы в методическом приложении к учебнику русского языка как иностранного: фонетика // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сб. науч. тр. по материалам IV Международной научно-практической конференции: в 3-х ч. / под общ. ред. М. Г. Петровой. Белгород: ИП Петрова М. Г., 2014. С. 173-176.
- Рогозная Н. Н. Билингвизм. Интерязык. Интерференция: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. 172 с.
- Рогозная Н. Н. Лингвистический атлас нарушений в русской речи иностранцев. Иркутск: Иркутская областная типография № 1, 2001. 329 с.
- Рогозная Н. Н. Проект автоматизированного обучения фонологии неродного языка // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 3. С. 87-94.
- Рогозная Н. Н., Хламов Е. В., Заманстанчук Д. Э. Психолингвистическое описание и создание фонологической модели обучения // Вопросы психолингвистики. 2016. № 2 (28). С. 215-225.
- Русская грамматика: в 2-х т. / гл. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1982. Т. 1. 783 с.; Т. 2. 640 с.
- Саркисова А. Ю. Интерференционные трудности освоения русской фонетики носителями монгольского языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 39-44.
- Соболева Р. И. Отбор и организация учебного материала в начально-корректировочном курсе фонетики для монголов-нефилологов // Проблемы повышения эффективности обучения монгольских студентов: сб. науч. тр. / отв. ред. Т. Я. Кулакова. Иркутск: ИГУ, 1985. С. 3-9.
- Сономжамцын Б.-Э. Фонетико-морфологическое освоение русизмов в монгольских языках: дисс.. к. филол. н. М., 2014. 228 с.
- Тодаева Б. Х. Грамматика современного монгольского языка. Фонетика и морфология. М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. 196 с.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 15 мая 2018.
- Опубликована: 1 сентября 2018.
Ключевые слова
- аллофон
- графема
- интерференция
- фонологический кластер
- консонантизм
- конвергентно-дивергентное преобразование
- недодифференцированность
- фонема
- фоноференты
- allophone
- grapheme
- interference
- phonological cluster
- consonantism
- convergent-divergent transformation
- insufficient differentiation
- phoneme
- phonological interferences
Copyright
© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»