• Научная статья
  • 1 сентября 2018
  • Открытый доступ

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Ф. М. КЛИНГЕРА «ОРФЕЙ» В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Аннотация

Статья посвящена практически забытому в наши дни роману Ф. М. Клингера «Орфей» (1778-80), его месту в творчестве автора и в европейской литературе того времени. Прослеживается сходство романа с другими произведениями современной ему немецкой и европейской литературы. Делается вывод, что роман является одной из важных вех в постепенном переходе его автора от эстетики «Бури и натиска» к позднему Просвещению и соединяет в себе черты сентиментализма, рококо и просветительской сатиры. Как типичный образец последней рассматривается комедия «Принц Шелковичный червь, реформатор, и соискатели короны», включённая в часть V романа.

Источники

  1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневекового Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. 527 с.
  2. Веселовский Ю. А. Сентиментализм в западноевропейской и русской литературе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.: Семеновская Типолитография, 1900. Т. XXIXa. Семь озер - Симфония. С. 536-539.
  3. Гуляев Н. А., Шибанов И. П., Буняев В. С., Лопырев Н. Т., Мандель Е. М. История немецкой литературы [Электронный ресурс]: учебник для студентов факультетов и институтов иностранных языков. М.: Высшая школа, 1975. URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/istoriya-nemeckoj-literatury/literatura-buri-i-natiska.htm (дата обращения: 29.06.2018).
  4. Карабегова Е. В. Веселая и мудрая муза // Виланд К. М. Оберон. Музарион. М.: Лабиринт, 2008. С. 244-267.
  5. Михайлов А. Д. Два романа Кребийона-сына - ориентальные забавы рококо или раздумья о природе любви // Кребийон-сын. Шумовка, или Танзай и Неадарне. Софа. М.: Наука, 2006. С. 305-329.
  6. Пахсарьян Н. Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-1760 годов: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 1992. 23 с.
  7. Пинский Л. Е. Юмор // Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. Изд-е 2-е, испр. М. - СПб.: Центр гуманитарных исследований, 2014. С. 338-350.
  8. Розанов М. Н. Поэт периода «бурных стремлений» Якоб Ленц: его жизнь и произведения. М.: Университетская типография, 1901. 582 с.
  9. Arntzen H. Die ernste Komödie. Das deutsche Lustspiel von Lessing bis Kleist. München: Nymphenburger Verlagshandlung, 1968. 303 S.
  10. Klinger F. M. Die neue Arria. Simsone Grisaldo. Sturm und Drang. Pyrrhus. L.: Forgotten Books, 2015. 469 S.
  11. Klinger F. M. Orpheus. Mit den Varianten der Bearbeitung Bambino’s Geschichte / hrsg. von G. Bangen (= Werke. Historisch-kritische Gesamtausgabe. Band IX). Berlin - München - Boston: De Gruyter, 2015. XXXVIII+699 S.
  12. Luserke M. Sturm und Drang. Autoren, Texte, Themen. Stuttgart: Reclam, 1997. 389 S.
  13. Poeplau A. Selbstbehauptung und Tugendheroismus. Das dramatische Werk Friedrich Maximilian Klingers zwischen Sturm und Drang und Spätaufklärung. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2012. 284 S.

Информация об авторах

Гладилин Никита Валерьевич

Литературный институт имени А. М. Горького

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 июля 2018.
  • Опубликована: 1 сентября 2018.

Ключевые слова

  • Ф. М. Клингер
  • роман «Орфей»
  • «Буря и натиск»
  • сентиментализм
  • рококо
  • просветительская сатира
  • позднее Просвещение
  • F. M. Klinger
  • novel “Orpheus”
  • “Sturm und Drang”
  • sentimentalism
  • rococo
  • educational satire
  • late Enlightenment

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)