• Научная статья
  • 1 ноября 2018
  • Открытый доступ

МОТИВ СНА В ТВОРЧЕСТВЕ ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ И ТАТАРСКИХ ПОЭТОВ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Аннотация

Статья посвящена изучению мотива сна в творчестве Габдуллы Тукая и татарской поэзии начала ХХ века. Авторами статьи использован иной подход в изучении мотивики творчества поэта: конкретный мотив анализируется в контексте татарской поэзии этого периода, выявляются устойчивые семантические варианты, обусловленные особенностями литературного процесса. Основное внимание акцентируется на анализе изучаемого мотива на материале лирических и лиро-эпических произведений данного периода как на уровне поэтики, так и на содержательном уровне. Сделан вывод о том, что мотив сна в творчестве Габдуллы Тукая и в татарской поэзии начала ХХ века доминирует в произведениях критического реализма, имеет национальное звучание; в ряде лиро-эпических произведений других авторов соотносится с модернистcкой парадигмой.

Источники

  1. Абдуллина Д. М. Габдулла Тукай иҗатында Коръән мотивлары. Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. 191 б.
  2. Аминева В. Р. Габдулла Тукай и русская литература XIX века: типологические параллели: монография. Казань: Татар. кн. изд-во, 2016. 160 с.
  3. Гайнуллин-Чокалы Г. Биш мужик. Казан, 1910. 16 б.
  4. Загидуллина Д. Ф. Основные мотивы поэзии Габдуллы Тукая: отражение посвященной народу жизни // Научный Татарстан. 2011. № 2. С. 46-52.
  5. Ибраһимов Ф. Төш // Аң. 1915. № 17. Б. 291-293.
  6. Лотман М. Ю. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. 704 с.
  7. Миннуллин К. М. Изучение литературного наследия Габдуллы Тукая в контексте тюркоязычных литератур (на примере одного мотива из творчества Г. Тукая и Сабира) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (75). С. 41-44.
  8. Надыршина Л. Р. Татарская поэма начала ХХ века как художественная система: автореф. дисс.. к. филол. н. Казань, 2009. 19 с.
  9. Рәхим Г. Баллада // Аң. 1915. № 23-24.
  10. Тукай Г. Әсәрләр: 6 томда. Академик басма. Казан: Татар. кит. нәшр., 2001. 1 т.: шигъри әсәрләр (1904-1908). 407 б.
  11. Тукай Г. Әсәрләр: 6 томда. Академик басма. Казан: Татар. кит. нәшр., 2001. 2 т.: шигъри әсәрләр (1909-1913). 384 б.
  12. Тукай Г. Әсәрләр: 6 томда. Академик басма. Казан: Татар. кит. нәшр., 2001. 4 т.: проза, публицистика (1907-1913). 431 б.
  13. Хаммадов К. Күмелгән зәкяват // Кәшшаф Хаммадов шигырьләре. Казан, 1914. Б. 13-23.
  14. Юсупова Н. М. Особенности символизации в татарской поэзии ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 4 (82). Ч. 1. С. 37-41.
  15. http://gabdullatukay.ru/rus/works/poems/1910-god/son-per-n-ahmerova/ (дата обращения: 28.09.2018).
  16. http://gabdullatukay.ru/rus/works/poems/1913-god/bolezn-per-v-dumaevoj-valievoj/ (дата обращения: 28.09.2018).

Финансирование

Статья написана при финансовой поддержке РФФИ и Правительства РТ в рамках научного проекта № 18-412-160012.

Информация об авторах

Надыршина Лейсан Радифовна

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан

Ханнанова Гульчира Махмутовна

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 сентября 2018.
  • Опубликована: 1 ноября 2018.

Ключевые слова

  • мотив сна
  • татарская поэзия
  • онейросфера
  • онирические состояния
  • мотив
  • художественный мир
  • Г. Тукай
  • художественная парадигма
  • motive of dream
  • Tatar poetry
  • oneirosphere
  • oneiric states
  • motive
  • artistic world
  • Ğ. Tuqay
  • artistic paradigm

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)