КОНЦЕПТ ПОРИЦАНИЕ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ: КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Аннотация
Настоящая работа посвящена изучению значения французских фразеологизмов, воплощающих концепт ПОРИЦАНИЕ, в коммуникативно-прагматической парадигме. Подчеркивается активный характер данного концепта, что объясняет выбор процессуальных фразеологизмов для его вербализации. Признается способность процессуальных фразеологизмов наиболее результативно реализовывать коммуникативную направленность фразеологического значения, которое выражается в многофункциональности прагматического аспекта в целом. Авторами рассматриваются подвиды порицания: осуждение, выражение неодобрения, вынесение выговора, укор, презрение, осуждение и т.д. Подчеркивается двойственность оценки подобных ФЕ: с одной стороны - это рациональная, с другой - эмотивная оценка.
Источники
- Алефиренко Н. Ф. Коннотация и прагматика «языка культур» // Славянские языки в свете культуры: сб. науч. ст. М.: А Темп, 2006. С. 8-27.
- Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 339 с.
- Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / АН СССР, Ин-т иностр. яз. 2-е изд. М.: Наука, 2005. 226 с.
- Гак В. Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания и текста // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1997. № 3. С. 87-95.
- Добрыднева Е. А. Коммуникативно-прагматическая парадигма русской фразеологии. Волгоград: Перемена, 2000. 223 с.
- Жуков В. П. Семантика фразеологических оборотов. М.: Просвещение, 2006. 159 с.
- Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: ЧеРо, 2003. 349 с.
- Красавский Н. А. Лингвистические методы исследования эмоциональной концептосферы // Лингвистические парадигмы: традиции и новации: материалы международного симпозиума молодых ученых «Лингвистическая панорама рубежа веков». Волгоград: Перемена, 2000. С. 18-28.
- Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику. М.: Флинта; Наука, 2010. 152 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ozhegov.info/slovar/ (дата обращения: 23.06.2018).
- Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/ (дата обращения: 17.06.2018).
- Погорелова С. Д. Понятие и структура оценки // Language and Literature. 2003. № 16. С. 34-42.
- Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 286 с.
- Телия В. Н. Фактор культуры и воспроизводимость фразеологизмов - знаков-микротекстов // Сокровенные смыслы. Слово. Текст. Культура: сборник статей в честь Н. Д. Арутюновой. М., 2004. С. 674-684.
- Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://dict.t-mm.ru/ushakov (дата обращения: 04.06.2018).
- Французско-русский фразеологический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://dicipedia.com/dic-fr-ru-phrase-term-20041.htm (дата обращения: 15.05.2018).
- Le dictionnaire français Larousse [Электронный ресурс]. URL: http://www.larousse.fr/dictionnaires/francais (дата обращения: 21.05.2018).
- Zalavina T., Kisel O. “Blame” Concept in Phraseology: Cognitive-Semantic Aspect (Based on the French Language) // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. № 17. P. 9693-9703.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 24 сентября 2018.
- Опубликована: 15 декабря 2018.
Ключевые слова
- процессуальные фразеологизмы
- эмоционально окрашенные фразеологизмы
- семантика ФЕ
- коммуникативно-прагматический потенциал
- порицание
- негативная оценка
- procedural phraseological units
- emotionally coloured phraseological units
- semantics of phraseological units
- communicative and pragmatic potential
- censure
- negative evaluation
Copyright
© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»