• Научная статья
  • 10 февраля 2019
  • Открытый доступ

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНИКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА МУРОМА)

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования регионального компонента в учебниках иностранного языка для подготовки будущих профессионалов к представлению России в ситуациях иноязычной межкультурной коммуникации и взаимодействия на территории малой родины. Предлагаемая методика использования регионального компонента носит комплексный характер и включает четыре аспекта: педагогический, аксиологический, методический и культурологический. Каждый из них представлен соответствующими принципами. Предложена методическая модель культуры как система, состоящая из комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Источники

  1. Кабакчи В. В. The Dictionary of Russia (2500 cultural terms) (Англо-английский словарь русской культурной терминологии). СПб.: Союз, 2002. 576 с.
  2. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.
  3. Крупченко А. К., Ахапкина М. Е. Доминанты современной языковой политики России // Иностранные языки в школе. 2017. № 6. С. 31-37.
  4. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Высшее образование, 2009. 556 с.
  5. Мильруд Р. П. Культурное самоопределение личности в образовательном курсе английского языка // Иностранные языки в школе. 2016. № 7. С. 2-8.
  6. Муромский институт имени В. К. Зворыкина. Международная деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://www.mivlgu.ru/content/mezhdunarodnaya-deyatelnost (дата обращения: 02.09.2018).
  7. Панкратова Е. А. Алгоритм осуществления международного проекта в образовательном учреждении (на примере культурно-исторического наследия города Мурома) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 3 (11). С. 41-45.
  8. Панкратова Е. А. Воспитательный потенциал регионального компонента учебника иностранного языка (на примере культурно-исторического наследия г. Мурома) // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2017. С. 375-380.
  9. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного образования. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2000. 173 с.
  10. Сысоев П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранные языки в школе. 2004. № 4. С. 14-20.
  11. Тер-Минасова С. Г. Изучение иностранных языков и культур на университетском уровне // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998. № 2. С. 7-19.
  12. Тер-Минасова С. Г. Преподавание иностранных языков в современной России: нужно подумать… // Иностранные языки в школе. 2015. № 11. С. 21-29.
  13. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2000. 496 с.
  14. Alptekin C. Towards intercultural communicative competence in ELT // ELT Journal. 2002. Vol. 56 (1). P. 57-63.
  15. Byram M. Foreign language teaching and intercultural citizenship // Iranian Journal of Language Teaching Research. 2013. Vol. 1 (3). P. 53-62.
  16. Graddol D. English Next [Электронный ресурс]. L.: British Council, 2006. 128 p. URL: https://englishagenda.britishcouncil. org/sites/default/files/attachments/books-english-next.pdf (дата обращения: 02.09.2018).
  17. Millrood R. P. Cultural identity as a problem of foreign language pedagogy // Language and Culture. 2016. Vol. 2 (8). P. 101-107.

Финансирование

Данное исследование выполняется в рамках гранта РФФИ. Региональный конкурс «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» 2017 - Владимирская область. Проект № 17-16-33002.

Информация об авторах

Панкратова Елена Александровна

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 декабря 2018.
  • Опубликована: 10 февраля 2019.

Ключевые слова

  • учебник иностранного языка
  • региональный компонент
  • воспитывающая образовательная среда
  • иноязычная межкультурная коммуникация
  • национальные ценности
  • культурная идентичность
  • модель культуры
  • foreign language textbook
  • regional component
  • educative learning environment
  • foreign-language cross-cultural communication
  • national values
  • cultural identity
  • model of culture

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)