• Научная статья
  • 10 февраля 2019
  • Открытый доступ

ОТРАЖЕНИЕ ЧЕРТ ПОСТМОДЕРНИЗМА В ХРОНОТОПЕ «ОСТРОВ» В РОМАНЕ ДЖ. ФАУЛЗА «ВОЛХВ»

Аннотация

В статье рассматривается отражение тенденций постмодернизма при реализации идейного замысла автора в рамках хронотопа «Остров», играющего ключевую роль в создании атмосферы магического реализма в романе Дж. Фаулза «Волхв». Основное внимание в работе автор уделяет анализу репрезентации характерных особенностей постмодернизма при моделировании пространственно-временного континуума, тесно связанного с эмоциональным фоном субъекта повествования, погруженного в него. Акцент сделан на игровом аспекте искажения и деструкции пространства и времени внутри данного хронотопа как форме взаимодействия автора с читателем.

Источники

  1. Андреева В. А. Особенности художественного хронотопа в современном литературном нарративе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008. № 2 (13). С. 143-155.
  2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
  3. Белецкая А. Ю. Типы композиции англоязычного постмодернистского романа // Вопросы современной филологии в контексте взаимодействия языков и культур: сборник статей II Международной научно-практической конференции / отв. за выпуск М. И. Вахрушева. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2016. С. 27-38.
  4. Белецкая А. Ю. Хронотоп «провинциальный городок» в романе Дж. Фаулза «Волхв» [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2013. № 3 (7). URL: http://vestospu.ru/ archive/2013/articles/beletskaya_2013_3.pdf (дата обращения: 10.01.2018).
  5. Бугославская О. В. Постмодернистский роман: принципы литературоведческой интерпретации: дисс. … к. филол. н. М., 2001. 151 с.
  6. Вахрушева М. И. Языковое и жанровое своеобразие жанра сказок Я. Аржуни “Idioten. Fünf Märchen” // Вопросы современной филологии в контексте взаимодействия языков и культур: сборник статей II Международной научно-практической конференции / отв. за выпуск М. И. Вахрушева. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2016. С. 57-65.
  7. Гришкова Л. В. Хронотоп постмодернистского романа // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2009. № 16. С. 80-83.
  8. Гуртуева Т. Б. Поэтический текст сквозь призму постмодернистского мышления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 2 (32). Ч. 1. С. 70-74.
  9. Гуртуева Т. Б. Смена парадигм на рубеже двух эпох: предварительные итоги // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2010. № 1 (5). Ч. 1. C. 100-107.
  10. Енукидзе Р. И. Художественный хронотоп и его лингвистическая организация (на материале англо-американского рассказа): дисс. … к. филол. н. Тбилиси, 1984. 215 с.
  11. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 256 с.
  12. Киреева Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе: учебный комплекс для студентов-филологов. М.: Флинта; Наука, 2004. 216 с.
  13. Киреева Н. В. Роман Т. Пинчона «Выкрикивается сорок девятый лот»: особенности жанрового эксперимента в постмодернистском тексте // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 10. С. 209-213.
  14. Кристева Ю. Избранное: разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004. 656 с.
  15. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М. - СПб.: Институт экспериментальной социологии; Алетейя, 2015. 160 с.
  16. Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология. М.: Академический Проект, 2004. 480 с.
  17. Фаулз Дж. Волхв. М.: АСТ Москва, 2006. 700 с.
  18. Фаулз Дж. Кротовые норы. М.: АСТ, 2004. 702 с.
  19. Халипов В. В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994. № 1. С. 44-50.
  20. Хартунг В. Ю. Англоязычная постмодернистская литературная сказка как пример «открытого» текста (на материале сказки Н. Геймана «Коралина») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63). Ч. 2. С. 46-49.
  21. Хартунг В. Ю. Языковая игра как способ организации нарративного пространства постмодернистских сказок Н. Геймана // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (69). Ч. 1. С. 162-166.
  22. Чемодурова З. М. Игра в постмодернистском детективе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8 (38). Ч. 2. С. 184-188.
  23. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2007. 502 с.
  24. Fowles J. The Magus. L.: Vintage Books, 2004. 656 p.

Информация об авторах

Белецкая Алла Юрьевна

Оренбургский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 января 2019.
  • Опубликована: 10 февраля 2019.

Ключевые слова

  • Дж. Фаулз
  • постмодернизм
  • хронотоп
  • деструкция
  • магический реализм
  • игра
  • John Fowles
  • postmodernism
  • chronotope
  • destruction
  • magical realism
  • game

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)