• Научная статья
  • 10 апреля 2019
  • Открытый доступ

ТЕКСТООРГАНИЗУЮЩИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛЫ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В НЕМЕЦКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА К. МОДИКА “KONZERT OHNE DICHTER”)

Аннотация

Статья посвящена выявлению аксиологического и текстоорганизующего потенциалов обозначений цвета на материале романа К. Модика “Konzert ohne Dichter”. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке аксиологической лингвистики и литературоведения, с привлечением данных когнитивной лингвистики и психологии цвета. Роман-бестселлер К. Модика как представителя современной немецкой художественной прозы анализируется впервые. Автор статьи выявляет цвета, фигурирующие в романе, и средства их вербализации, демонстрирует, как цветообозначения структурируют текст и каким образом они связаны с ценностями.

Источники

  1. Браэм Г. Психология цвета / пер. с нем. М. В. Крапивкиной. М.: АСТ; Астрель, 2009. 158 с.
  2. Гмызина Э. В. Цвет в культуре Древней Руси: слово и образ. Киров: Изд-во ВятГУ, 2008. 107 с.
  3. Гришаева Л. И. Дискурс как реализация когнитивных, номинативных и дискурсивных стратегий коммуникантов // Гришаева Л. И. и др. Языковые средства конструирования имиджа субъекта в политической коммуникации: коллективная монография. Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2009. С. 58-89.
  4. Иттен Й. Искусство цвета / пер. с нем. Л. Монаховой. М.: Изд. Д. Аронов, 2008. 96 с.
  5. Лаенко Л. В. Перцептивный признак как объект номинации: автореф. дисс. … д. филол. н. Воронеж, 2005. 39 с.
  6. Морган Н. Сигналы влияния. Как убеждать и контролировать людей. СПб.: Питер, 2015. 256 с.
  7. Новикова М. Л., Новиков Ф. Н. Аксиологический потенциал культурных кодов цветообозначений в русских, английских, французских медиатекстах // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6. № 1. С. 91-104.
  8. Bösel R. Wie das Gehirn “Wirklichkeit” konstruiert. Zur Neuropsychologie der realistischen, fiktionalen und metaphysischen Denkens. Stuttgart: W. Kohlhammer Verlag, 2016. 192 S.
  9. Goldstein E. Wahrnehmungspsychologie: der Grundkurs. Berlin: Springer Verlag, 2015. 451 S.
  10. Heller E. Wie Farben wirken. Reinbeck: Rowolt Verlag, 2004. 295 S.
  11. Hergovich A. Allgemeine Psychologie: Wahrnehmung und Emotion. Wien: Facultas Verlag, 2017. 217 S.
  12. Modick K. Konzert ohne Dichter: Roman. Köln: Klippenheuer & Witsch, 2016. 240 S.
  13. Schönhammer R. Einführung in die Wahrnehmungspsychologie: Sinne, Körper, Bewegung. Wien: Facultas, 2013. 377 S.
  14. Welsch N., Liebmann C. Farben: Natur. Technik. Kunst. Heidelberg: Spektrum Akademisches Verlag, 2012. 413 S.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ (госзадание № 34.12726.2018/12.2) и Германской службы академических обменов (DAAD) (грант № 57391661).

Информация об авторах

Хрипунова Илона Игоревна

Воронежский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 января 2019.
  • Опубликована: 10 апреля 2019.

Ключевые слова

  • немецкий язык
  • художественный текст
  • цветообозначения
  • аксиологический потенциал
  • ценности
  • German language
  • fiction text
  • colour terms
  • axiological potential
  • values

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)