АБСУРДИСТСКАЯ ДЕСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОГО ДИСКУРСА В РАННЕЙ ПРОЗЕ В. Г. СОРОКИНА
Аннотация
В статье на примере нескольких рассказов сборника «Первый субботник» (1984 г.) раскрывается восприятие В. Г. Сорокиным природы советского абсурда в его разнообразных проявлениях. Оно опосредуется путем разрушения тотальности советского дискурса посредством широкого применения характерных художественных приемов абсурдистики. Доказывается, что в результате такая рецепция советской тематики может предполагать возникновение в читательском сознании эффекта катарсиса, а также обусловливать экспликацию метатекста, заключающего в себе поиск и утверждение онтологических и аксиологических смыслов.
Источники
- Беневоленская Н. П. Роль ритуальных действий в творчестве В. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. Вып. 111. С. 129-138.
- Бешукова Ф. Б. Концептуализм (Соц-арт) в системе отечественной постмодернистской парадигмы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 10. С. 146-150.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
- Кастанеда К. Второе кольцо силы. Дар Орла. К.: София, 2014. 544 с.
- Ковалев М. Международная конференция «Языки Сорокина: медиальность, межкультурность, перевод» [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2013. № 119. URL: http://www.zh-zal.ru/nlo/2013/119/k46-pr.html (дата обращения: 25.03.2019).
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. 623 с.
- Марусенков М. П. Раннее творчество В. Г. Сорокина в контексте его зрелых художественных исканий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение. Журналистика». 2008. № 1. С. 42-50.
- Моржухин В. А. Поэтика жеста в «Военных рассказах» Павла Пепперштейна // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1. № 3. С. 186-190.
- «Насилие над человеком – это феномен, который меня всегда притягивал...»: интервью Татьяны Восковской с Владимиром Сорокиным [Электронный ресурс] // Русский журнал. 1998. 3 апреля. URL: http://old.russ.ru/journal/inie/ 98-04-03/voskov.htm (дата обращения: 25.03.2019).
- Райх В. Характероанализ: техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. М.: Когито-Центр, 2006. 368 с.
- Сорокин В. Г. Литература как кладбище стилистических находок / беседовала С. Рол // Постмодернисты о посткультуре. M.: ЛИА P. Элинина, 1996. С. 119-130.
- Сорокин В. Г. «Моя жена предпочитает Томаса Манна» / беседовала Ю. Рахаева // Известия. 2002. 18 февраля.
- Сорокин В. Первый субботник. М.: Ад Маргинем, 2001. 312 с.
- Суворов А. А. «Антилитература» Владимира Сорокина: читатель как объект троллинга // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Филология. Журналистика». 2017. Т. 17. Вып. 2. С. 209-215.
- Текст как наркотик: Владимир Сорокин отвечает на вопросы журналиста Татьяны Рассказовой // Сорокин В. Сборник рассказов. М.: Русслит, 1992. С. 119-127.
- Фрейд З. Собрание сочинений: в 26-ти т. М.: ВЕИП, 2005. Т. 1. Исследования истерии. 464 с.
- Хармс Д. Случаи и вещи. М.: Мировая классика, 2013. 416 с.
- Щербенок А. В. Сорокин, травма и русская история // Вестник Пермского университета. 2012. Вып. 1 (17). С. 210-214.
- Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. М.: Академический проект, 2015. 400 с.
- Ясперс К. Философия: в 3-х кн. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2012. Кн. 3. Метафизика. 296 с.
- Caruth C. Unclaimed experience: Trauma, narrative, and history. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2010. 125 р.
- Ritter H. Die Souveränität ist schweigsam. Nachlassendes Bedürfnis, Mensch zu sein: Georges Bataille, der Philosoph der Überschreitung // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1997. September 10.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 21 июня 2019.
- Опубликована: 10 сентября 2019.
Ключевые слова
- В. Г. Сорокин
- «Первый субботник»
- абсурд
- деконструкция
- дискурс
- V. G. Sorokin
- “The First Community Workday”
- absurd
- deconstruction
- discourse
Copyright
© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»