• Научная статья
  • 20 октября 2019
  • Открытый доступ

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ В СЛУЧАЯХ НАМЕРЕННОЙ РЕЧЕВОЙ НЕОДНОЗНАЧНОСТИ

Аннотация

Цель статьи состоит в выявлении параметров выведения актуального речевого значения в ситуации разрешения семантического конфликта. Новизна работы заключается в обосновании смыслового восприятия неоднозначного высказывания как целенаправленной когнитивной деятельности, которая имеет универсальные закономерности вне зависимости от реализованного вида неоднозначности. Результатом исследования стало представление конструирования значения как процесса динамической концептуализации, определяемого системно-языковыми факторами, прагматическими условиями и индивидуально-субъективными характеристиками концептуализатора.

Источники

  1. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 1996. 214 с.
  2. Демьянков В. З. Когниция и понимание текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. № 3. С. 5-10.
  3. Зализняк А. А. Феномен многозначности и способы его описания // Вопросы языкознания. 2004. № 2. С. 20-45.
  4. Рахилина Е. В., Плунгян В. А. Анекдот как конструкция // Лингвистика конструкций / отв. ред. Е. В. Рахилина. М.: Азбуковник, 2010. С. 138-158.
  5. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки русской культуры, 1999. 544 с.
  6. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1985. 170 с.
  7. Торсуева И. Г. Контекст // Языкознание / гл. ред. В. Н. Ярцева. Изд-е 2-е, репринт. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1998. С. 238-239.
  8. Coulson S. Semantic Leaps: The Role of Frame-Shifting and Conceptual Blending in Meaning Construction. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 304 p.
  9. Croft W., Cruse D. A. Cognitive Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 356 p.
  10. Evans V. Figurative Language Understanding in LCCM Theory // Cognitive Linguistics. 2010. Vol. 21. Iss. 4. P. 601-662.
  11. Fauconnier G. Mental Spaces: Aspects of Meaning Construction in Natural Language. Cambridge, MA: MIT Press, 1985. 190 p.
  12. Fauconnier G., Turner M. Conceptual Integration Networks // Cognitive Science. 1998. Vol. 22. Iss. 2. P. 133-187.
  13. Kecskes I. Dueling Contexts: A Dynamic Model of Meaning // Journal of Pragmatics. 2008. Vol. 40. Iss. 3. P. 385-406.
  14. Langacker R. W. Cognitive Grammar: A Basic Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2008. 584 p.
  15. Langacker R. W. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin - N. Y.: De Gruyter Mouton, 1990. 395 p.
  16. Talmy L. Toward a Cognitive Semantics: in 2 vols. Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 2000. Vol. 1. Concept Structuring Systems. 565 p.

Информация об авторах

Устинова Татьяна Викторовна

Омский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 сентября 2019.
  • Опубликована: 20 октября 2019.

Ключевые слова

  • смысловое восприятие
  • амбигуэнтность
  • концептуализация
  • рефрейминг
  • концептуальная интеграция
  • семантический конфликт
  • импликатуры
  • meaningful perception
  • ambiguity
  • conceptualization
  • re-framing
  • conceptual integration
  • semantic conflict
  • implicatures

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)