• Научная статья
  • 29 ноября 2019
  • Открытый доступ

СМЫСЛОВОЙ ОБЪЕМ МОТИВА КОКОНА В РАССКАЗАХ В. В. НАБОКОВА «БЛАГОСТЬ» И «РОЖДЕСТВО»

Аннотация

Цель статьи состоит в анализе смыслового объема концепта КОКОН, представленного в рассказах В. В. Набокова «Рождество» и «Благость» семантическим рядом однородных предметов: коробка; гроб; кокон бабочки; мебельные чехлы; спичечный коробок; глиняная болванка, обернутая тряпкой; каштаны. Объектом исследования представляется смысловой объем исследуемого мотива. Нашей задачей было проследить, как значение образов, репрезентирующих кокон, реализуется в контексте цикла рассказов «Возвращение Чорба», а именно, как осуществляется тематическая связь между двумя исследуемыми рассказами, а также между текстом и интертекстом одного из рассказов. Установлено, что образное и тематическое единство рассказов обеспечивается вариациями мотива кокона.

Источники

  1. Барабтарло Г. А. Очерк особенностей устройства двигателя в «Приглашении на казнь» // В. В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: антология / сост. Б. Аверин, М. Маликова, А. Долинин. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. С. 433-447.
  2. Барабтарло Г. А. Ужас и благость [Электронный ресурс]. URL: https://lit.wikireading.ru/39817 (дата обращения: 13.12.2018).
  3. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. С. 234-407.
  4. Бетея Д. М. Изгнание как уход в кокон: образ бабочки у Набокова и Бродского // Русская литература. 1991. № 3. С. 167-175.
  5. Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М.: Новое лит. обозрение, 1995. 480 с.
  6. Долинин А. А. Истинная жизнь писателя Сирина. Работы о Набокове. СПб.: Академ. проект, 2004. 402 с.
  7. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Эксмо, 2009. 271 с.
  8. Набоков В. В. Знаки и символы // Набоков В. В. Со дна коробки. Прозрачные предметы / пер. с англ. Д. Чекалова. СПб.: Азбука-классика, 2003. С. 92-100.
  9. Набоков В. В. «Превращение» (1915) // Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. СПб.: Азбука, 2018. С. 321-363.
  10. Набоков В. Русский период. Собрание сочинений: в 5-ти т. СПб.: Симпозиум, 2004. Т. 1. 832 с.
  11. Погребная Я. В. К вопросу о неомифологизме В. В. Набокова // Вестник Ставропольского государственного университета. 2005. № 41. С. 184-191.
  12. Проскурина Е. Н., Ермоленко Ст. Поэтика смерти - воскресения в рассказе В. В. Набокова «Рождество» // Филологический класс. 2005. № 1 (13). С. 66-70.
  13. Публий Овидий Назон. Метаморфозы [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POEEAST/OWIDIJ/ovidii2_2.txt (дата обращения: 15.01.2019).
  14. Рягузова Л. Н. «Фотографическая память» в художественной системе В. В. Набокова // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 3 (50). С. 29-30.
  15. Рягузова Л. Н. «Художественное видение» как теоретический и художественный концепт // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 2 (45). С. 44-45.
  16. Силантьев И. В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 294 с.

Информация об авторах

Форсикова Юлия Тимофеевна

Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница № 1

Погребная Яна Всеволодовна

Ставропольский государственный педагогический институт

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 февраля 2019.
  • Опубликована: 29 ноября 2019.

Ключевые слова

  • мотив
  • предметный мир
  • концепт КОКОН
  • семантическое ядро
  • Набоков
  • motive
  • objective world
  • concept COCOON
  • semantic core
  • V. V. Nabokov

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)