• Научная статья
  • 29 ноября 2019
  • Открытый доступ

ПРИМЕНЕНИЕ СТРУКТУРНО-СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА К. ИСИГУРО «ЗВЕЗДА ЭСТРАДЫ»)

Аннотация

В статье используется структурно-семиотический подход с целью анализа художественного пространства текста. Исследование выполнено на основе традиций, заложенных в трудах школы Ю. М. Лотмана и М. М. Бахтина. Структурно-семиотический подход позволяет проанализировать современный художественный текст на глубоком филологическом уровне. Прослеживается связь художественного пространства с жанровой спецификой текста. В основе структуры анализируемого текста лежат переключение внутренней и внешней кодовой структуры текста, введение символических образов и параллельного повествования.

Источники

  1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. М.: Флинта; Наука, 2010. 384 с.
  2. Бабенко Л. Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста: учебник для вузов по спец. «Филология». Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 534 с.
  3. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. С. 234-408.
  4. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие. М.: Логос, 2004. 280 с.
  5. Воробьёва С. Ю. Многоуровневая структура текста как модель его целостного восприятия и анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (77). С. 90-93.
  6. Карасик В. И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 333 с.
  7. Комова Т. А., Гарагуля С. И. Имя личное в англоязычном культурно-историческом пространстве: учеб. пособие. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 160 с.
  8. Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: монография. Волгоград: Перемена, 2004. 288 с.
  9. Купина Н. А., Николина Н. А. Филологический анализ художественного текста: практикум. М.: Флинта; Наука, 2003. 408 с.
  10. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 2000. С. 14-285.
  11. Лукин В. А. Художественный текст. Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Ось-89, 2005. 560 с.
  12. Лукин В. А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа: учеб. для филол. спец. вузов. М.: Ось-89, 1999. 192 с.
  13. Макеева С. О., Шехтман Н. Г. Стилистика декодирования как методологические основы интерпретации текста // Художественный текст: проблемы чтения и понимания в современном обществе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Стерлитамак, 25-26 октября 2018 г.) / Стерлитамак. филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». Стерлитамак, 2018. С. 214-219.
  14. Макерова С. Р. Художественный текст и семиотический анализ // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2014. № 1. С. 22-29.
  15. Наумова Т. М. Аллюзивные прецедентные антропонимы в составе британского лингвокультурного концепта BEAUTY // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10 (76). Ч. 1. С. 151-154.
  16. Ноктюрн [Электронный ресурс]. URL: https://dikc.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/589387 (дата обращения: 25.09.2018).
  17. Пыхтина Ю. Г., Якимов П. А. Уровневый анализ пространственных образов и моделей в художественной литературе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 11 (211). С. 59-66.
  18. Тураева З. Я. Модели связного текста // Тураева З. Я. От мастерства писателя к открытиям читателя. В поисках сущности текста. М.: ЛЕНАНД, 2016. С. 5-26.
  19. Тураева З. Я. От мастерства писателя к открытиям читателя. В поисках сущности текста. М.: ЛЕНАНД, 2016. 144 с.
  20. Языковая личность. От слова к тексту. На материале англоязычного дискурса / отв. ред. Т. А. Комова, С. И. Гарагуля. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 248 с.
  21. Ishiguro K. Nocturnes: Five stories of music and nightfall. L.: Faber and Faber, 2010. 231 p.
  22. McKee A. Textual Analysis: A Beginner’s Guide. L. - Thousand Oaks - New Delhi: Sage Publications, 2003. 189 p.
  23. Verdonk P. Stylistics. Oxford: Oxford University Press, 2002. 124 p.

Информация об авторах

Ананьина Марина Александровна

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 октября 2019.
  • Опубликована: 29 ноября 2019.

Ключевые слова

  • художественное пространство
  • структурно-семиотический подход
  • код
  • знак
  • К. Исигуро
  • artistic space
  • structural and semiotic approach
  • code
  • sign
  • K. Ishiguro

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)