• Научная статья
  • 29 ноября 2019
  • Открытый доступ

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В НЕМЕЦКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

Аннотация

В настоящей статье дается сравнение особенностей личности манипулятора в зависимости от ее гендерной принадлежности. Автор приходит к выводу, что в немецкой лингвокультуре половой признак в манипулятивном акте ярко выражен. Мужчина-манипулятор и женщина-манипулятор сравниваются на двух уровнях общения: вербальном и невербальном. Женщины преимущественно используют невербальные средства общения для достижения цели. Однако в целом в межличностных отношениях наиболее часто к манипуляции обращаются мужчины. Материалом исследования служат художественные фильмы из немецкого кинематографа XXI века.

Источники

  1. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. - Воронеж: Москов. психол.-соц. ин-т; МОДЭК, 2001. 431 с.
  2. Руслина А. О. Возрастные, половые и профессиональные различия в понимании манипуляции: автореф. дисс. … к. психол. н. М., 2008. 24 с.
  3. Сафина А. В. Коммуникативные средства выражения манипуляции в межличностном общении немцев (на материале немецкого кинематографа XXI века): дисс. … к. филол. н. Уфа, 2018. 213 с.
  4. Сафина А. В. Основные характеристики манипулятора как языковой личности // Язык. Культура. Коммуникация: материалы I Международной научно-практической конференции молодых ученых (г. Москва, 20 апреля 2017 г.). М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2017. С. 129-132.
  5. Сергеев А. А. Влияние половозрастных, гендерных и профессиональных различий на склонность к манипулятивному поведению // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2012. № 4 (109). С. 113-118.
  6. Танасов Г. Г., Сысоева О. А. Манипулирование в отношениях женщины с мужчиной [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulirovanie-v-otnosheniyah-zhenschiny-s-muzhchinoy (дата обращения: 29.09.2019).
  7. Alles Isy [Электронный ресурс]: художественный фильм / реж. М. Монгейм, М. Эйп. URL: https://kinox.su/1679-alles-isy-2018.html (дата обращения: 25.09.2019).
  8. Dieses bescheuerte Herz [Электронный ресурс]: художественный фильм / реж. М. Ротемунд. URL: https://www1.kinokiste. me/?c=movie&m=watch&title=dieses-bescheuerte-herz-2017&id=1475973 (дата обращения: 10.06.2019).
  9. Lila, Lila [Электронный ресурс]: художественный фильм / реж. Алан Гспонер. URL: http://www.cinema.de/film/lila-lila,3824138.html (дата обращения: 25.08.2019).
  10. Springer A. Wie bewusste Manipulation der Realität Menschen krank macht [Электронный ресурс]. URL: https://www.welt. de/wissenschaft/article161777142/Wie-bewusste-Manipulation-der-Realitaet-Menschen-krank-macht.html (дата обращения: 20.09.2019).
  11. Vielmachglas [Электронный ресурс]: художественный фильм / реж. Ф. Росс. URL: https://de.vodlocker.nl/vielmachglas-hk3bpi06t35.html (дата обращения: 18.09.2019).
  12. Wann endlich küsst du mich? [Электронный ресурс]: художественный фильм / реж. Ю. Цише. URL: https://www.cinema. de/film/wann-endlich-kuesst-du-mich,9021293.html (дата обращения: 10.09.2019).
  13. Zweiohrküken [Электронный ресурс]: художественный фильм / реж. Т. Швайгер. URL: http://www.cinema.de/film/ zweiohrkueken,3897413.html (дата обращения: 28.07.2019).

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 18-012-00226 А «Моделирование влияния социальных процессов на формирование лингвокультурных констант современного немецкоязычного пространства Европы и оптимизация межкультурного общения».

Информация об авторах

Дильмухаметова Арина Валерьевна

Башкирский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 октября 2019.
  • Опубликована: 29 ноября 2019.

Ключевые слова

  • мужчина-манипулятор
  • женщина-манипулятор
  • манипулятивный акт
  • гендерная принадлежность
  • межличностные отношения
  • male manipulator
  • female manipulator
  • manipulative act
  • gender belonging
  • interpersonal relations

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)