• Научная статья
  • 29 ноября 2019
  • Открытый доступ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВОРЕГИОНОВЕДЧЕСКОГО МОДУЛЯ «ЖИВОЕ СЛОВО ЗАБАЙКАЛЬЯ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЕ»

Аннотация

В статье авторы представили инновационную концепцию содержания лингворегионоведческого модуля в интегрированном школьном курсе «Забайкаловедение», которая базируется на лингвокультурологическом подходе. В педагогическом исследовании раскрывается теоретико-методологическое обоснование основных положений этой концепции, которые реализуются в содержании и структуре разработанных программы модуля и учебных пособий «Живое слово Забайкалья» для 6 и 7 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края, ориентированных на применение актуальных методов в процессе обучения.

Источники

  1. Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике / пер. с польск.; сост. и отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2005. 527 с.
  2. Бахвалова Т. В. Лингвокраеведческая составляющая в подготовке будущего учителя // Педагогическое образование и наука. 2010. № 7. С. 21-26.
  3. Березович Е. Л. Язык и традиционная культура. М.: Индрик, 2007. 600 с.
  4. Диалектология в высшей и средней школе // Томская диалектологическая школа: историографический очерк / под ред. О. И. Блиновой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 220-224.
  5. Игнатович Т. Ю., Биктимирова Ю. В. Живое слово Забайкалья: учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово - учебник, 2019. 128 с.
  6. Игнатович Т. Ю., Биктимирова Ю. В. Забайкалье устами первопроходцев и старожилов: науч.-попул. изд-е. Чита: ЗабГУ, 2016. 245 с.
  7. Кадоло Т. А. Региональный лексический компонент на уроках русского языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 2 (117). С. 126-130.
  8. Ковалев Г. Ф. Задачи лингвокраеведения в средней школе // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: сборник научных статей. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996. С. 20-24.
  9. Ковалев Г. Ф. Ономастическое исследование и изучение родного края // Воронежское лингвокраеведение: межвузовский сборник научных трудов. Воронеж: ВГУ, 2005. Вып. 1. С. 3-21.
  10. Кореневская Р. А. Особенности учебника Быстровой Е. А. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/ russkiy-yazyk/library/2013/04/28/osobennosti-uchebnika-bystrovoy-ea (дата обращения: 16.09.2019).
  11. Кулешова А. Р. Реализация ФГОС в школьном учебнике по русскому языку: компетентностный подход (на материале анализа учебника «Русский язык. 5 класс» под редакцией Е. А. Быстровой) // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 1252-1256.
  12. Лингвистическое краеведение Забайкалья. В помощь учителю / под ред. Г. А. Христосенко. Чита: Изд-во Читинского государственного пединститута, 1992. 73 с.
  13. Лингвистическое краеведение: учебное пособие / под ред. Н. Г. Нестеровой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 168 с.
  14. Лингвистическое краеведение Читинской области. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку: программный комплекс. Чита, 2004. 57 с.
  15. Пащенко В. А. Словарь фразеологизмов и иных устойчивых сочетаний Забайкальского края / под науч. ред. Т. Ю. Игнатович; Забайкал. гос. ун-т. Чита: ЗабГУ, 2014. 484 с.
  16. Регионализация образования (на примере Забайкалья) / под ред. Л. А. Бордонской, М. И. Гомбоевой, Л. В. Черепановой; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2007. 312 с.
  17. Русский язык: учебник для 6 класса: в 2-х ч. / под ред. Е. А. Быстровой. Изд-е 3-е. М.: Русское слово - учебник, 2014. Ч. 1. 248 с.; Ч. 2. 208 с.
  18. Русский язык: учебник для 7 класса / под ред. Е. А. Быстровой. Изд-е 3-е. М.: Русское слово - учебник, 2014. 304 с.
  19. Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии. М.: Индрик, 1995. 262 с.
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010 № 1897) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (дата обращения: 16.09.2019).
  21. Федотова Т. В. Топонимический словарь Забайкальского края. Чита: ЗабГУ, 2017. 272 с.
  22. Элиасов Л. Е. Словарь русских говоров Забайкалья. М.: Наука, 1980. 472 с.
  23. İlyas Topsakal. Аn analysis of studies on Siberian history, culture, archeology and civilization // Siberian Studies (SAD). 2014. Cilt 2. Sayı 6. Vol. 2. № 1. DOI: 10.7816/sad-02-06-01.
  24. James W. Underhill, Ethnolinguistics and Cultural Concepts. Truth, Love, Hate and War. Cambridge University Press, 2012. 248 p. DOI: 10.1017/CBO9780511862540.
  25. Koptseva N. P., Kirko V. I. The Impact of Global Transformations on the Processes of Regional and Ethnic Identity of Indigenous Peoples of Siberian Arctic // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 3. S5. P. 217-223. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n3s5p217.

Финансирование

Исследование осуществляется при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-012-00270 «Русский язык в полиэтническом Забайкалье: динамический аспект».

Информация об авторах

Игнатович Татьяна Юрьевна

Забайкальский государственный университет

Биктимирова Юлия Викторовна

Забайкальский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 сентября 2019.
  • Опубликована: 29 ноября 2019.

Ключевые слова

  • забайкаловедение
  • лингворегионоведческий модуль
  • учебное пособие
  • лингвокультурологический подход
  • системно-деятельностный подход
  • объяснительно-иллюстративный, исследовательский и проблемный методы
  • инновационные формы обучения
  • Transbaikalia studies
  • linguistic and local history module
  • textbook
  • linguo-culturological approach
  • system-activity approach
  • explanatory and illustrative method
  • exploratory and problem-based methods
  • innovative forms of teaching

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)