• Научная статья
  • 6 марта 2020
  • Открытый доступ

Функции пейзажа в прозе В. М. Головнина

Аннотация

Предметом исследования в настоящей статье являются функции пейзажа в сочинениях В. М. Головнина «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах» (1815 г.), «Путешествие шлюпа “Диана” из Кронштадта в Камчатку» (1819 г.), «Путешествие вокруг света на шлюпе “Камчатка”» (1822). В работе прослежена типология функции пейзажных описаний в произведениях В. М. Головина как формах документально-художественной прозы. Выявлено и проанализировано два вида пейзажей: «хронотопический» и «психологический»; определены основные содержательные компоненты каждого вида.

Источники

  1. Воронин Р. А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе // Филология и лингвистика в современном мире: материалы I Международной научной конференции (г. Москва, июнь 2017 г.). М.: Буки-Веди, 2017. С. 1-4.
  2. Головнин В. М. Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах. С приобщением Замечаний его о Японском Государстве и народе: в 3-х ч. СПб.: Морская типография, 1816. Ч. 1. 285 с.
  3. Головнин В. М. Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах. С приобщением Замечаний его о Японском Государстве и народе: в 3-х ч. СПб.: Морская типография, 1816. Ч. 2. 206 с.
  4. Головнин В. М. Сочинения и переводы: в 3-х т. СПб.: Морская типография, 1864. Т. 1. 392 с.
  5. Головнин В. М. Сочинения и переводы: в 3-х т. СПб.: Морская типография, 1864. Т. 3. 530 с.
  6. Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б. История Японии. М.: Высшая школа, 1988. 432 с.
  7. Кюхельбекер В. К. Критика. Взгляд на текущую словесность // Невский зритель. 1816. № 2. С. 106-127.
  8. Мамуркина О. В. Жанровые традиции документальной путевой прозы в литературе конца XVIII - начала XIX века // Пушкинские чтения - 2013. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: материалы XVIII Международной научной конференции. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2013. С. 13-18.
  9. Мельникова Л. В. Пейзаж как средство воплощения эстетического идеала в поэзии М. В. Ломоносова // Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. М.: МОПИ, 1984. С. 3-17.
  10. Пашкуров А. Н., Бакиров Р. А. Диалог документального и художественного в зеркале литературных направлений русской словесности XVIII века // Филология и культура. 2016. № 3 (45). С. 141-146.
  11. Пономарева Е. В. Маргинальное пересечение с другими документально-художественными формами // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 4: в 9-ти ч. Ч. 5. С. 129-132.
  12. Себина Е. Н. Пейзаж // Чернец Л. В., Хализев В. Е., Эсалнек А. Я. и др. Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004. С. 264-275.

Информация об авторах

Верещагина Ксения Андреевна

Тихоокеанский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 декабря 2019.
  • Опубликована: 6 марта 2020.

Ключевые слова

  • пейзаж
  • пейзажные функции
  • В. М. Головнин
  • документально-художественное повествование
  • реализм
  • landscape
  • landscape functions
  • V. M. Golovnin
  • documentary- fiction narration
  • realism

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)