• Научная статья
  • 6 марта 2020
  • Открытый доступ

Обучение китайских студентов свободному диалогическому общению на русском языке

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы методики обучения китайских студентов свободному диалогическому общению на русском языке. Внимание обращается как на собственно лингвистические, так и экстралингвистические факторы, вызывающие трудности в обучении. На основе анализа этих факторов, а также данных, полученных при анкетировании студентов, авторами разработан комплекс заданий, упражнений, мероприятий, позволяющих эффективно развивать у китайских студентов умения и навыки свободного диалогического общения на русском языке. В работе также предлагаются конкретные методические рекомендации по обучению китайских студентов. Представленные в статье теоретические положения и методические материалы позволяют по-новому взглянуть на проблему обучения китайских студентов свободному (нерегламентированному, спонтанному) диалогическому общению.

Источники

  1. Ван Гохун. Проблемы адаптации китайской и российской систем образования на лингвистических факультетах (из опыта преподавания) // Язык и культура. 2015. № 4 (32). С. 94-101.
  2. Краснюк И. Н., Семенова В. В. Личность преподавателя русского языка как иностранного и проблемы педагогического мастерства // Проблема наставничества в непрерывной подготовке обучающихся к профессиональной карьере: традиции и инновации: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Т. А. Макаренко, С. В. Паниной, И. С. Алексеевой. Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. С. 116-119.
  3. Крючкова Л. С. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя РКИ [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2013. № 1. С. 12-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slagaemye-professionalnoy-kompetentnosti-prepodavatelya-rki/viewer (дата обращения: 10.01.2020).
  4. Литовкина А. М. Лингвистические предпосылки нарушения современных языковых норм иностранными студентами // Межкультурная коммуникация в пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы Международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 23-26 июня 2010 г.) / отв. ред. Г. И. Тунгусова. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2010. С. 154-161.
  5. Литовкина А. М. Особенности невербальной коммуникации в социокультурной среде России и Китая // Проблемы и перспективы интернационализации образования в России и Китае: материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. С. 105-111.
  6. Литовкина А. М., Вэйна Я. Этнолингвистические основы мировосприятия носителей русского и китайского языков [Электронный ресурс]. URL: http://grr-bgu.ru/reader/article.aspx?id=22887 (дата обращения: 05.01.2020).
  7. Мордвинцева В. С. Формирование слухопроизносительных навыков китайских студентов на материале регионально ориентированных диалогов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64). Ч. 1. C. 124-126.
  8. Присная Л. Л., Самосенкова Т. В., Литвинова Т. Н. Лингвистические основы формирования фонетического навыка у китайских студентов в условиях профессионально ориентированного обучения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 12 (131). Вып. 14. С. 29-35.
  9. Пруцких Т. А., Скобелкина Н. М. Языковая интерференция в лингводидактическом аспекте // Педагогический имидж. 2018. № 3 (40). С. 71-78.
  10. Рогозная Н. Н. Описание корпуса интерязыка [Электронный ресурс] // Мир русского слова. 2012. № 3. URL: http://mirs.ropryal.ru/mirs-2012-3/ (дата обращения: 24.12.2019).
  11. Рубец М. В. Влияние китайского языка на мышление и культуру его носителей [Электронный ресурс] // История философии. 2009. № 14. С. 111-122. URL: http://www.intelros.ru/pdf/history_of_philosofy/2009_14/5.pdf (дата обращения: 03.01.2020).
  12. Семенова В. В. Эллиптические конструкции в реагирующих репликах русской полилогической речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 7. С. 147-151.
  13. Спешнев Н. А. Китайцы: особенности национальной психологии. СПб.: Каро, 2011. 330 с.
  14. Тань Я. Этнопсихологические особенности обучения китайских учащихся [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 17. URL: http://moluch.ru/archive/151/42833/ (дата обращения: 12.01.2020).
  15. Фахрутдинова М. Т. Этнопсихологические особенности изучения русского языка как иностранного // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по материалам LVI Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2016. № 1 (56). С. 138-142.
  16. Шибко Н. Л. Общие вопросы преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей. СПб.: Златоуст, 2014. 336 с.
  17. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2010. 349 с.

Информация об авторах

Лидина Ирина Юрьевна

Байкальский государственный университет

Федосеев Александр Алексеевич

Байкальский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 января 2020.
  • Опубликована: 6 марта 2020.

Ключевые слова

  • методика обучения русскому языку как иностранному
  • личностно-деятельный подход
  • обучение в сотрудничестве
  • китайские студенты
  • свободное диалогическое общение
  • слухопроизносительные навыки
  • methods of teaching Russian as a foreign language
  • person-oriented activity-based approach
  • cooperative learning
  • Chinese students
  • free dialogic communication
  • listening and speaking skills

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)