• Научная статья
  • 29 мая 2020
  • Открытый доступ

«Мой вишневый садик» А. Слаповского: современная трансформация чеховской драматургии

Аннотация

Статья посвящена пьесе А. Слаповского «Мой вишневый садик», представляющей вариант своеобразного «соавторства» с А. П. Чеховым. Цель исследования - ответить на вопрос: является ли ремейк травестией или ставит иную, более масштабную задачу. Научная новизна заключается в анализе пьесы А. Слаповского как палимпсеста: автор помещает героев, ставших пародийными реинкарнациями персонажей чеховских пьес, в современную реальность, переосмысливает драматические коллизии, по-новому разрешает ключевые конфликты. В результате сделан вывод о том, что ремейк сознательно апеллирует к национально-культурному коду, заключенному в прецедентном тексте, становясь ключом к пониманию духовной деградации соотечественников, переживших социально-исторические катаклизмы, произошедшие в стране за последнее столетие.

Источники

  1. Багдасарян О. Ю. Чехов XXI века: пересоздание драматургии классика в современной драматургии России и Словакии // Уральский филологический вестник. 2015. № 2. С. 71-83.
  2. Гордович К. Д. Обращение современных авторов к мотивам «Вишневого сада» // Чеховские чтения в Ялте: сб. науч. тр. / под ред. О. О. Пернацкой. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. Вып. 23. Изучение чеховского наследия на рубеже веков: взгляд из XXI столетия. С. 122-131.
  3. Дмитриева Е. Е. Игра в Чехова на французской сцене: ностальгия по усадьбе или ностальгия по игре? («Дорогой Антуан…» Жана Ануя) // Русская литература. 2019. № 1. С. 198-208.
  4. Загидуллина М. Ремейки, или Экспансия классики // Новое литературное обозрение. 2004. № 5 (69). С. 213-222.
  5. Купреева И. В. Рецепция чеховской традиции российской драматургией конца XX - начала XXI веков // Гуманитарные и юридические исследования. 2016. № 4. С. 227-234.
  6. Лесных Н. В. Рецепция произведений А. П. Чехова в русской драматургии 1990-х - 2000-х годов (Н. Коляда, Ю. Кувалдин, Б. Акунин, К. Костенко) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». 2016. № 3. С. 60-63.
  7. Мачей П. Образы литераторов-классиков в новейшей русской драматургии // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 2. С. 93-100.
  8. Петухова Е. Н. Две литературные «шутки»: «Шуточка» А. Чехова и «Шутка» А. Слаповского // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2018. № 6 (18).
  9. Редько Н. А. Трансформация чеховского сюжета в русской и польской драматургии на рубеже XX-XXI вв. // Мировая литература в контексте культуры. 2011. № 6. С. 258-262.
  10. Слаповский А. И. Мой вишневый садик [Электронный ресурс]. URL: http://www.theatre-library.ru/authors/s/ slapovskiy (дата обращения: 17.03.2020).
  11. Страшкова О. К., Бабенко И. А., Купреева И. В. К вопросу об актуальных проблемах исследования истоков жанрового синтеза в поэтике отечественной драматургии XX-XXI веков // Научный диалог. 2017. № 12. С. 251-262.
  12. Чехов А. П. Письмо Лазареву (Грузинскому) А. С., 20 октября 1888 г. Москва // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30-ти т. Письма: в 12-ти т. / Академия наук СССР, Институт мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Наука, 1976. Т. 3. Письма. Октябрь 1888 - декабрь 1889. М.: Наука, 1976. С. 38-40.

Информация об авторах

Рамазанова Гюльназ Гилемдаровна

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

Файзрахманова Альфия Анваровна

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 марта 2020.
  • Опубликована: 29 мая 2020.

Ключевые слова

  • А. П. Чехов
  • «Вишневый сад»
  • травестия
  • ремейк
  • палимпсест
  • А. Слаповский
  • современная драматургия
  • A. P. Chekhov
  • “The Cherry Orchard”
  • travestia
  • remake
  • palimpsest
  • A. Slapovsky
  • modern dramaturgy

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)