• Научная статья
  • 29 мая 2020
  • Открытый доступ

Рецепция фольклорной драмы в творчестве Л. Н. Толстого

Аннотация

Целью исследования является освещение рецепции фольклорной драмы в творчестве Л. Н. Толстого. Научную новизну представляют анализ в рамках заявленной темы прозы, педагогических и эстетических трудов, эпистолярия, дневников писателя и его близкого окружения; характеристика образцов фольклорной драмы по известным Толстому вариантам. Полученные результаты показали, что эстетика и поэтика фольклорной драмы не ассимилировались в лаборатории художника; его искания строились по определенной траектории: наблюдение над предметом (1860-1870-е гг.) - отталкивание от него как от исходной точки (1880-е гг.) - создание собственной модели, в значительной степени удаленной от своего источника (1890-1900-е гг.).

Источники

  1. Арденс Н. Н. (Апостолов Н.) Творческий путь Л. Н. Толстого. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 680 с.
  2. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русская устная народная драма. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 136 с.
  3. Гольденвейзер А. Вблизи Толстого. Воспоминания. М.: Захаров, 2002. 656 с.
  4. Гусев В. Е. Русский фольклорный театр XVIII - начала XX века. Л.: ЛГИТМИК, 1980. 94 с.
  5. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Л.: Наука, 1972. Т. 4. 327 с.
  6. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Л.: Наука, 1981. Т. 22. 408 с.
  7. Забытый Петербург: в 2-х кн. / сост., вступ. ст. и коммент. А. М. Конечного. СПб.: Гиперион, 2000. Кн. 2. Петербургские балаганы. 251 с.
  8. Зайденшнур Э. Е. Пословицы и поговорки в произведениях, дневниках и письмах Толстого // Литературное наследство. 1961. Т. 69. № 1. С. 561-639.
  9. Зайденшнур Э. Е. Работа Л. Н. Толстого над русскими былинами (к 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого) // Русский фольклор: материалы и исследования / отв. ред. М. О. Скрипаль. М. - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1960. С. 329-369.
  10. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: в 2-х т. / ред. С. А. Макашин. М.: Художественная литература, 1978. Т. 1. 621 с.
  11. Ломунов К. Драматургия Л. Н. Толстого. М.: Искусство, 1956. 468 с.
  12. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. СПб.: Азбука-классика, 2004. 256 с.
  13. Николаева Е. В. Сюжет о гордом царе в обработке Гаршина и Льва Толстого // Литература Древней Руси: межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1996. С. 142-159.
  14. Русская народная драма XVIII-XX веков. Тексты пьес и описания представлений / ред., вступ. ст. и коммент. П. Н. Беркова. М.: Искусство, 1953. 354 с.
  15. Русские народные гулянья / по рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева; в записи и обработке Е. Кузнецова. Л. - М.: Искусство, 1948. 172 с.
  16. Савушкина Н. И. Русский народный театр. М.: Наука, 1976. 152 с.
  17. Сизова И. И. История текста драматической обработки легенды о царе Аггее Л. Н. Толстого // Сибирский филологический журнал. 2013. № 4. С. 63-65.
  18. Сизова И. И. «Роман о русских богатырях». История создания, реальный комментарий // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 100-та т. / Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук. М.: Наука, 2014. Т. 9. С. 367-389.
  19. Сизова И. И. Тема наказанной гордости в художественном осмыслении Л. Н. Толстого // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 12. С. 27-35.
  20. Толстая С. А. Дневники: в 2-х т. М.: Художественная литература, 1978. Т. 1. 606 с.
  21. Толстая С. А. Моя жизнь: в 2-х т. М.: Кучково поле, 2011. Т. 1. 608 с.
  22. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90-та т. / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.: Художественная литература, 1932. Т. 44. 496+IX с.
  23. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90-та т. / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.: Художественная литература, 1936. Т. 8. 663+XII с.
  24. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90-та т. / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.: Художественная литература, 1937. Т. 9. 516+XIV с.
  25. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90-та т. / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.: Художественная литература, 1938. Т. 83. 638 с.
  26. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90-та т. / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.: Художественная литература, 1952. Т. 48. 540 с.
  27. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90-та т. / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.: Художественная литература, 1952. Т. 50. 351+XX с.
  28. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90-та т. / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.: Художественная литература, 1952. Т. 57. 427+XXIV с.
  29. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90-та т. / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.: Художественная литература, 1957. Т. 41. 608 с.
  30. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90-та т. / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.: Художественная литература, 1958. Т. 30. 605+XXVII с.
  31. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90-та т. / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.: Художественная литература, 1958. Т. 32. 542+X с.
  32. Хайченко Г. А. Русский народный театр конца XIX - начала XX века. М.: Наука, 1975. 367 с.
  33. Шульц С. А. Историческая поэтика драматургии Л. Н. Толстого. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2002. 238 с.

Информация об авторах

Сизова Ирина Игоревна

Институт мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 апреля 2020.
  • Опубликована: 29 мая 2020.

Ключевые слова

  • Л. Н. Толстой
  • художественная рецепция
  • фольклорная драма
  • трагедия «Царь Максимилиан»
  • комедия «Петрушка»
  • драма «Царь Ирод»
  • комедия «Маврух»
  • сцены-диалоги «Мнимый барин»
  • драма «Лодка»
  • поэтическая лаборатория
  • эпистолярий
  • дневник
  • мемуары
  • L. N. Tolstoy
  • artistic reception
  • folk drama
  • tragedy “Tsar Maximilian”
  • comedy “Punch”
  • drama “King Herod”
  • comedy “Mavrukh”
  • sketches “The Imaginary Nobleman”
  • drama “The Boat”
  • poetical laboratory
  • letters
  • diary
  • memoirs

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)