• Научная статья
  • 10 февраля 2021
  • Открытый доступ

Феномен прецедентности во французской социальной рекламе и ее коммуникативно-прагматический потенциал

Аннотация

Цель исследования - оценить коммуникативно-прагматический потенциал использования прецедентных высказываний в текстах современной французской социальной рекламы с позиции адресата и адресанта. Материалом исследования послужили рекламные сообщения социальной направленности (166 текстов), опубликованные в общенациональной и региональной периодике за период с 2016 г. по 2020 г. Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном подходе к изучению феномена прецедентности применительно к современному франкоязычному социальному рекламному дискурсу. В результате были выявлены универсальные и специфические особенности использования прецедентных высказываний в социальной рекламе, а также особенности их восприятия представителями французской лингвокультуры.

Источники

  1. Борисова А. С. Французский национальный характер сквозь призму современных французских печатных рекламных текстов: дисс. … к. филол. н. М., 2010. 204 с.
  2. Васильев А. История французской моды. М.: Захаров, 2004. 380 с.
  3. Васильева М. А. Несколько слов о французской рекламе // Искусство рекламы. 2009. № 2. С. 34-38.
  4. Вербицкая М. В. Теория вторичных текстов. М.: МГУ, 2000. 220 с.
  5. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение и преподавание русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1983. 269 с.
  6. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1998. 364 с.
  7. Головлёва Е. В. Основы рекламы. М.: Эксмо, 2003. 272 с.
  8. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Гнозис, 2003. 288 с.
  9. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 476 с.
  10. Кошарная С. А. Миф и язык: опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира. Белгород: БГУ, 2002. 287 с.
  11. Красина Е. А. К интерпретации понятия «дискурс» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Лингвистика». 2004. № 6. С. 5-9.
  12. Кубрякова Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / ИЯ РАН. М.: Языки славянской культуры, 2004. 556 с.
  13. Кургузенкова Ж. В. Фразеологические единицы, номинирующие мужчину-ловеласа во французском и русском языках // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Лингвистика». 2015. № 1. C. 132-140.
  14. Ле Бон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. 130 с.
  15. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Очерки по философии художественного творчества / РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Изд-е 2-е, доп. СПб.: БЛИЦ, 1999. С. 147-165.
  16. Мадариага С. Англичане, испанцы, французы. СПб.: Наука, 2003. 244 с.
  17. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта; Наука, 2006. 296 с.
  18. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. 280 с.
  19. Попова З. Д., Стернин И. А. Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку // Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. С. 7-9.
  20. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001. 191 с.
  21. Потапова Н. В. Характеристики гипотекста электронного новостного дискурса, обусловленные возрастом адресата и не зависящие от него: дисс. … к. филол. н. М., 2019. 225 с.
  22. Русское культурное пространство: лингвокультурологический словарь / под ред. И. В. Захаренко. М.: Гнозис, 2004. Вып. 1. 318 с.
  23. Семененко Н. Н. Прецедентный потенциал русских пословиц в аспекте трихотомии «Текст - дискурс - произведение» // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 3. С. 27-32.
  24. Стернин И. А., Попова З. Д. Семантико-когнитивное направление в современной лингвистике // Respectus Philologicus. 2006. № 10 (15). С. 43-51.
  25. Ученова В., Старых Н. История рекламы. М.: Смысл, 1994. 336 с.
  26. Фулье А. Психология французского народа. СПб.: Издательство Ф. Павленкова, 1994. 215 с.
  27. Чулкина Н. Л. Концептосфера русской повседневности как объект лингвокультурологии и лексикографии: дисс. … д. филол. н. М., 2005. 345 с.
  28. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: Стереотип, 1987. 206 с.
  29. Шаховский В. И. Эмоции - мотивационная основа человеческого сознания // Вопросы психолингвистики. 2006. № 4. С. 64-69.
  30. Япп Н., Сиретт М. Эти странные французы. М.: Эгмонт, 2019. 79 с.
  31. Charonat E. Marché pub mondial: les prévisions 2019/2020 des agences médias et de CB Expert [Электронный ресурс]. URL: https://www.cb-expert.fr/2019/09/26/marche-pub-mondial-les-previsions-2019-2020-des-agences-medias-et-de-cb-expert/ (дата обращения: 08.11.2020).
  32. Demaison С., Grivet L., Maury-Duprey D., Mayo-Simbsler S. France, portrait sociale [Электронный ресурс]. URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/fichier/4238781/FPORSOC19.pdf (дата обращения: 08.11.2020).
  33. Driven R. Cognitive Exploration of Language and Linguistics. Amsterdam: John Benjamins, 2004. 277 p.
  34. Elle, 02 août 2019 - № 3841 [Электронный ресурс]. URL: https://www.epresse.fr/magazine/elle/2019-08-02 (дата обращения: 10.12.2020).
  35. Fillmore C. J. Frame semantics // Linguistics in the Morning Calm. Seoul: Hanshin, 1982. P. 111-137.
  36. France-Soir, le 21 Sep. 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.francesoir.fr/lifestyle-vie-quotidienne/loto-les-resultats-du-tirage-du-mercredi-21-septembre-2016 (дата обращения: 14.12.2020).
  37. La Voix de Nord, jeudi 7 juin 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.lavoixdunord.fr/392681/article/2018-06-07/jeudi-7-juin (дата обращения: 10.12.2020).
  38. L’Actualité, Décembre 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://lactualite.com/2017/12 (дата обращения: 10.12.2020).
  39. Lakoff G. Women, Fire, and Dangerous Things. What Categories Reveal about the Mind. Chicago: University of Chicago Press, 1987. 792 p.
  40. Lamb S. M. Pathways of the Brain: The Neurocognitive Basis of Language. Amsterdam: John Benjamins, 1999. 170 p.
  41. Le Journal du Centre, le 10 août 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.lejdc.fr/pouilly-sur-loire-58150/loisirs/la-65-edition-de-la-foire-aux-vins-de-pouilly-aura-lieu-mardi-toute-la-journee_12513947/ (дата обращения: 14.12.2020).
  42. Le Populaire du Centre, 19 Septembre 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.lepopulaire.fr/saint-laurent-les-eglises-87340/actualites/samedi-et-dimanche-le-chateau-se-visitera_13644733/ (дата обращения: 14.12.2020).
  43. Mabanckou A. Verre Cassé. P.: Editions du Seuil, 2005. 208 p.
  44. Marianne Magazine, № 1049 - 28 avril au 9 mai 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.marianne.net/magazine/magazine-numero-1049 (дата обращения: 10.12.2020).
  45. Nice-Matin, № 2016-07-06 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nicematin.com/environnement/de-nombreuses-especes-sont-menacees-ou-ont-deja-disparu-en-paca-55351 (дата обращения: 14.12.2020).
  46. Phosphore, № 445, Juin 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.phosphore.com/sommaires/decouvrez-le-nouveau-numero-de-phosphore-du-1er-juin-2018/ (дата обращения: 10.12.2020).
  47. Rouart J.-M. L’importance de la littérature dans la nation française [Электронный ресурс]. URL: http://www.academie-francaise.fr/limportance-de-la-litterature-dans-la-nation-francaise (дата обращения: 08.11.2020).
  48. Sampson H. Advertising from the earliest times. N. Y.: University of Michigan Library, 1961. 668 p.
  49. Talmy L. Toward a cognitive semantics. Cambridge (Mass.) - L.: MIT Press, 2001. 503 p.

Финансирование

<i>Данная статья написана в рамках темы НИР «Функциональное распределение и типология потребности в языках среди мигрантов в городской среде».</i>

Информация об авторах

Александрова Оксана Ивановна

к. филол. н., доц.

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Борисова Анна Степановна

к. филол. н.

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Калинникова Екатерина Дмитриевна

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 ноября 2020.
  • Опубликована: 10 февраля 2021.

Ключевые слова

  • прецедентные высказывания
  • интертекстуальность
  • социальная реклама
  • прагматическая направленность текста
  • французский язык
  • precedent statements
  • intertextuality
  • public service advertising
  • text’s pragmatic orientation
  • French language

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)