• Научная статья
  • 9 апреля 2021
  • Открытый доступ

Экспрессионизм в литературе конца ХХ века: Петер Туррини, драма «Всё, наконец»

Аннотация

Цель исследования - на примере пьесы П. Туррини «Всё, наконец» доказать влияние эстетики экспрессионизма на современную литературу. Статья содержит анализ художественного произведения сквозь призму экспрессионистского метода. Полученные результаты: выделяются характерные для экспрессионизма парадигма «свет - тьма», «хронотоп петли», проблема очуждения личности (мироотрицание, переходящее в самоотрицание героя). Научная новизна: ранее творчество П. Туррини рассматривалось преимущественно в рамках поэтики “Schocktheater”, а также с точки зрения психологии (немецкими театральными критиками), с позиции социальной проблематики (переосмысление наследия Второй мировой войны), но о пьесе как о собственно экспрессионистской драме заявлено не было.

Источники

  1. Бенн Г. Синтез // Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма: антология / сост. В. Топоров. М.: Московский рабочий, 1990.
  2. Гвоздев А. Театр послевоенной Германии. Л. - М.: Художественная литература, 1933. 190 с.
  3. Ефименко Е. Немецкоязычная литература Австрии, или Своеобразие австрийской прозы второй половины ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 1 (19). С. 80-82.
  4. Ковтун Н. В., Ларина М. В. Переосмысление наследия Второй мировой войны в австрийской литературе конца ХХ века // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15. № 1. С. 49-59.
  5. Копелев Л. Драматургия немецкого экспрессионизма // Экспрессионизм: сборник статей. М.: Наука, 1966. С. 36-83.
  6. Макарова Г. Театр и экспрессионизм // Словарь экспрессионизма / под ред. П. М. Топера. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 547-552.
  7. Мартынова О. Драма возвещения // Словарь экспрессионизма / под ред. П. М. Топера. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 204-205.
  8. Мартынова О. Драма преображения // Словарь экспрессионизма / под ред. П. М. Топера. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 205-206.
  9. Мацевич А. А. Свет - тьма // Словарь экспрессионизма / под ред. П. М. Топера. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 504-506.
  10. Недошивин Г. Проблема экспрессионизма // Экспрессионизм: сборник статей. М.: Наука, 1966. С. 8-35.
  11. Радаева Э. А. Экспрессионистский хронотоп и феномен гештальтпсихологии в «рабочем романе» Австрии (М. Шаранг «Сын батрака») [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20. № 1. С. 81-85. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia_hum/2018/2018_1_81_85.pdf (дата обращения: 05.02.2020).
  12. Туррини П. Всё, наконец [Электронный ресурс]: монолог / пер. с нем. Л. Бухова. URL: http://lib.ru/PXESY/TURRINI/turrini.txt (дата обращения: 05.02.2020).
  13. Beyer I. Die Künstler und der Sozialismus. Berlin: Dietz Verlag, 1963. 229 S.
  14. Pressestimmen [Электронный ресурс] / JETZT MÜSSEN WIR ZUSAMMENSTEHEN. JOSEFSTADT MIT MÖGLICHST VIEL ABSTAND. URL: https://www.josefstadt.org/programm/stuecke/archiv-19981999-20182019/stueck/endlich-schluss.html (дата обращения: 05.02.2020).

Информация об авторах

Радаева Элла Александровна

к. филол. н.

Самарский государственный социально-педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 февраля 2021.
  • Опубликована: 9 апреля 2021.

Ключевые слова

  • Петер Туррини
  • экспрессионизм
  • «Всё, наконец»
  • Peter Turrini
  • expressionism
  • “Endlich Schluss”
  • “Enough”

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)